Анализ результатов

Страница 14

Исследовав различные аспекты жизни взрослого человека, можно сделать вывод о жизненных перспективах в этом возрастном периоде. В период ранней взрослости жизненная перспектива четко не определена. У людей в период средней и поздней взрослости жизненные перспективы когнитивно структурированы, определенны. В предпенсионном возрасте жизненная перспектива блокируется, представления о будущем становятся более неопределенными.

Возраст во многом определяет значимость жизненных ценностей, жизненных сфер для человека, уровень реализации ценностных ориентаций, уровень мотивации и уровень самоактуализации личности взрослого человека. Жизненные перспективы при переходе из одной возрастной группы взрослости в другую изменяются.

В раннем взрослом возрасте перспективы жизни связаны прежде всего с материальным положением, а затем с развитием своей личности, креативностью и собственным престижем. Перспективы связываются с профессиональной сферой, сферой увлечений, сферой физической активности и сферой обучения, образования. Руководствуясь преимущественно мотивами деловой направленности, человек в этом возрасте в большей мере реализует ценности любви и поиска и наслаждения прекрасным, материальные ценности, ценности познания нового, отдыха, приятного времяпрепровождения. Личность стремится к развитию, уровень самоактуализации в этот период растет.

Жизненные перспективы в период средней взрослости связаны с материальным благосостоянием, с сохранением собственной индивидуальности, активными социальными контактами. Важными представляются сфера семейной, профессиональной и общественной жизни. Реализация ценностей в этом возрасте достигает максимума. Прежде всего реализуются ценности материального благосостояния, общения, здоровья, любви, отдыха, социальной активности. При этом человек преимущественно руководствуется мотивами деловой направленности. Личность в этот период жизни достигает пика самоактуализации.

Важность материального положения в картине жизненных перспектив личности в период поздней взрослости становится всё меньше, но остается одной из ведущих. Перспективы жизни связаны в большей мере с духовной удовлетворенностью и сохранением собственной индивидуальности. Наиболее перспективными для человека являются сфера семейной и общественной жизни, менее – профессиональная сфера. В большей степени человек реализует себя в социальном статусе, управлении людьми, завоевывает признание и уважение людей, в большей мере влияет на окружающих. Ценности материального благосостояния и общения ему удается также хорошо осуществлять. При этом человек в одинаковой степени руководствуется мотивами общежитейской и деловой направленности. Этот возраст является менее продуктивным в плане перспективности жизни по сравнению с периодом средней взрослости, и человек в период поздней взрослости перестает расти в качестве самоактуализирующейся личности, уровень самоактуализации резко снижается.

В предпенсионном возрасте жизнь представляется человеку менее перспективной и связана с духовной удовлетворенностью. Наиболее перспективными для человека являются сфера семейной и общественной жизни. Руководствуясь мотивами общежитейской направленности, личность больше реализует себя в этом возрасте в признании и уважении людей, во влиянии на окружающих и в отдыхе. Стремление к самоактуализации в этом возрасте слабеет, ее уровень заметно снижен.

Страницы: 9 10 11 12 13 14 

Также по теме:

Определение темперамента по методике Кирси.
«Второе рождение» модель Майерс-Бриггс получила в 1984 году, когда профессор психологии Калифорнийского государственного университета Дэйвид Уэст Кейрси опубликовал свою книгу «Please Understand Me», где использовал типологию Изабель Майе ...

Психологические типы
Таблица 5. Психологические типы Сенсорные Интуитивные Мысли-тельные Чувству-ющие Чувству-ющие Мысли-тельные Интро- Решаю-щие ISTJ ISFJ INFJ INTJ Решаю-щие Интро- верты ...

Социальная ситуация развития детей, воспитывающихся вне семьи
«Беспредельная потребность в любви» — это, по мнению Л. Толстого, отличительная черта детей, и нетрудно представить, к каким страданиям и переживаниям может привести ребенка отсутствие этой любви либо односторонняя и патологическая любовь ...