Анализ результатов
Представим эти данные в виде графика (рис.2.12)
Рисунок 2.12
Высокая оценка взгляда на природу человека в раннем взрослом возрасте говорит о вере в людей, в могущество человеческих возможностей. В последующие периоды взрослости данная шкала убывает. Резкое снижение наблюдается в потребности в познании. В ранней взрослости человек всегда открыт новым впечатлениям, проявляет бескорыстный интерес к новым объектам, который сильно снижается уже к 30-45 годам, а к позднему периоду взрослости падает до своей минимальной отметки. В 55-60 лет потребность в познании возрастает, но незначительно. Взрослый человек ценности ставит высоко, чем он старше, тем значимость ценностей растет. Это говорит о том, что с возрастом человек всё больше стремится к гармоничному бытию и здоровым отношениям с людьми. Следующей по значимости идет шкала ориентации во времени. Эта шкала показывает, насколько человек живет настоящим, не откладывая свою жизнь "на потом" и не пытаясь найти убежище в прошлом. Меньший показатель приходится на период ранней взрослости, к 30-45 годам она возрастает и практически сохраняет свою позицию в следующие годы жизни взрослого человека, незначительно снизившись. Это означает, что только со среднего взрослого возраста человек начинает хорошо понимать экзистенциальную ценность жизни "здесь и теперь", наслаждаться актуальным моментом, не сравнивая его с прошлыми радостями. А в ранней взрослости человек страдает завышенным стремлением к достижениям, он еще мнителен и неуверен в себе. Схожую тенденцию имеет шкала контактности. Самый низкий показатель шкалы характерен для ранней взрослости, а высокий – для средней и поздней взрослости. Возможно, в период ранней взрослости для человека также важно общение, но у него еще не развита способность к установлению прочных и доброжелательных отношений с окружающими, как в более позднем возрасте. В предпенсионном возрасте уровень контактности снижается, возможно, это связано со снижением предрасположенности к контактам с другими людьми. Гибкость в общении с годами увеличивается и чем старше человек, тем легче ему самовыражаться в общении. Самопонимание также с возрастом растет. В ранней взрослости человеку еще свойственна неуверенность и пока он ориентируется во многом на мнение окружающих. В средний и поздний периоды взрослой жизни человек наиболее чувствителен и сензитивен к своим желаниям и потребностям. Аутосимпатия – это хорошо осознаваемая позитивная "Я-концепция", служащая источником устойчивой адекватной самооценки. Аутосимпатия же с периода ранней взрослости возрастает к периоду средней взрослости, а затем намечается ее спад. С аутосимпатией схожую тенденцию имеет шкала автономности. На графике видно, что личность чувствует себя более независимо и свободно в период средней взрослости. Креативность выше у людей раннего периода взрослости, а в последующие периоды снижается, что говорит о важности творческого отношения к жизни в ранней взрослости. Самый низкий показатель по шкалам имеет спонтанность. Человек более спонтанен в ранней и средней взрослости, менее – в поздней взрослости и предпенсионном возрасте. Низкие показатели шкалы, возможно, объясняются тем, что способность к спонтанному поведению фрустрируется культурными нормами.
Также по теме:
Игровая терапия
Первые попытки проведения психотерапии с детьми предпринял З. Фрейд в 1909 году, помогая разрешить внутренние конфликты и страхи маленького мальчика Ганса. Игра начала включаться в терапевтический процесс с 1919 г. Анна Фрейд и Мелани Кля ...
Выбор методов и методик для изучения готовности ребёнка к школьному
обучению
Готовность к школе – сложный целостный феномен, характеризующий психофизическое состояние будущего школьника в целом. Среди ее различных психологических параметров наибольшее значение имеют: сформированость важнейших познавательных процес ...
Типичные ошибки при организации и проведении игр в тренинге
Психологи отмечают, что тренер может только влиять на ход игры, но не может определять его. В игре важно не освоение определенных знаний, умений и навыков - это задача тренинга, а построение личного отношения и личного понимания прожитых ...
Разделы