Символический интеракционизм

Наиболее значимым трудом в этой области до сих пор является работа Дж. Мида "Сознание, личность и общество". Она была опубликована через три года после его скоропостижной смерти в 1931 г. В ней изложены его основные социально-психологические концепции. Она была составлена и отредактирована учеником Дж. Мида – известным исследователем С.У. Моррисом, который включил в нее также свою вступительную статью, обобщающую основные идея Мида. Разрабатывая идею Мида уделял особенно большое внимание проблемам "символической коммуникации", т.е. общению, взаимодействию, осуществляемому при помощи символов. moe-hobbi-forum.ru

Символический интеракционизм базируется на трех основных предпосылках:

1. Первая предпосылка указывает, что люди действуют в отношении "вещей" на основе значений, которыми для них обладают вещи. Под "вещами" здесь понимается все, что человек воспринимает в окружающем мире: физические предметы; другие люди; социальные категории, например друзья и враги; социальные институты – школы, правительство; идеалы – личная свобода и честность; поступки других людей – их приказы и пожелания; и ситуации, с которым человек сталкивается в своей повседневной жизни.

2. Во второй предпосылке утверждается, что значения вещей создаются или возникают во взаимодействии с социальным окружением.

3. Третья теоретическая предпосылка указывает, что эти значения используются или возникают в процессе интерпретации человеком окружающих вещей".

Дж. Мид и его последователи исходят их того, что способность человека общаться развивается на основе того, что выражение лица, отдельные движения и другие действия человека могут выражать его состояние. Эти действия, способные передать определенные значения, Мид называет "значимыми жестами" или "символами". Только человек способен создавать символы и только тогда, когда у него есть партнер по общению.

Процессы формирования значений, интерпретации ситуации и другие когнитивные аспекты символической коммуникации занимают большое место в трудах современных символических интеракционистов. Они развивают также положение Дж. Мида о том, что для успешного осуществления коммуникации человек должен обладать способностью "принять роль другого", т.е. войти в положение того человека, которому адресована коммуникация, и посмотреть на себя его глазами. Только при этом условии, по мнению Мида, индивид превращается в личность, в социальное существо, которое способно отнестись к себе как к объекту, т.е. сознавать смысл собственных слов, поступков и представлять, как эти слова и поступки воспринимаются другим человеком.

В случае более сложного взаимодействия, в котором участвует группа людей индивиду нужно обобщить позицию большинства ее членов.

Также по теме:

Методика Ч. Спилбергера – Ю. Ханина
Для уточнения гипотезы мы использовали методику диагностики самооценки Ч. Д. Спилберга (1966-1973 гг.), которая является единственной методикой, позволяющей дифференцированно измерять тревожность и как личностное свойство (уровень личност ...

Психологическая характеристика процесса общения
Концептуальные основы разработки проблемы общения связаны с трудами В.М. Бехтерева, Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, Б.Г. Ананьева, М.М. Бахтина, А.А.Бодалева, В.Н. Мясищева и других отечественных психологов, которые рас ...

Реагирование на фрустрацию
Феномен агрессивности толкуется весьма неоднозначно и находится в центре внимания, когда речь идет о противоправном, криминальном поведении; также агрессию описывают как импульсивные поведенческие акты незрелой личности (проблемы подростк ...