Анализ результатов
Для наглядности представим результаты графически (рис. 2.2)
Рисунок 2.2
График позволяет нам проследить динамику жизненных ценностей на протяжении всего периода взрослости. В период ранней взрослости для человека большую значимость имеет материальное положение. Данный вид ценности сохраняет свою позицию и в 30-45 лет, а в последующие годы его важность становится всё меньше, но остается одной из ведущих. Материальный достаток является той ценностью, к которой человек постоянно стремится. Большее стремление к материальному благополучию на первых двух этапах взрослости вероятно связано с развитием чувства собственной значимости и повышенной самооценки. На графике видно, что взрослому человеку также важно сохранить собственную индивидуальность. Высоко значение данной ценности в период средней и поздней взрослости, меньший показатель – в 55-60 лет. Это можно связать с тем, что в раннем взрослом возрасте человек начинает вести свою самостоятельную жизнь, и он стремится сохранить неповторимость своей личности, но несформированность взглядов и убеждений, отсутствие материального достатка и др. делает его несколько зависимым от других людей. Достигнув полной самостоятельности в среднем и позднем взрослом возрасте, сохранение собственной индивидуальности является необходимой ценностью для человека. А снижение этой ценности к 55-60 годам возможно связано с осознанным стремлением человека к зависимости, причастности к окружению. Большое значение имеют активные социальные контакты. С периода ранней взрослости важность ценности возрастает к 30-45 годам, а на последующих этапах идет ее снижение. В первые периоды взрослого возраста человеку важно расширить круг социальных связей, а в последующие периоды он становится более избирательным в общении, довольствуясь сформированным кругом общения. Развитие себя занимает примерно среднюю позицию среди всех ценностей. Высшее значение приобретает в раннем взрослом возрасте, что говорит о том, что человек не ставит порог своим возможностям и пока еще имеет высокий потенциал, ему важно познать и развить себя. В последующем эта ценность теряет свое значение, возможно, это связано с возрастными зажимами, когда человек начинает считать, будто бы поздно что-то в себе менять. Некоторую ее связь можно проследить с другой ценностью – креативность. Пока человек еще молод он стремится к реализации своих творческих возможностей, внесению различных изменений во все сферы своей жизни. С годами человек всё больше следует устоявшимся нормам и ценностям, приобретает консерватизм. Схожую тенденцию имеет ценность собственного престижа. В период ранней взрослости высоко стремление человека к признанию, уважению, одобрению со стороны других, как правило, наиболее значимых лиц, а с возрастом человек, добившись определенного социального положения, меньше задумывается над своим престижем. Стремление человека к достижению конкретных и ощутимых результатов выше в периоды ранней и средней взрослости. В этом возрасте человек тщательно планирует свою жизнь, ставя конкретные цели на каждый этап жизни и считая, что главное - добиться этих целей. Возможно, жизненные достижения служат здесь основанием для высокой самооценки. Ценность достижения в последующие периоды взрослого возраста падает. Человек проявляет бессилие в стремлении достичь дальнюю перспективную цель.
Также по теме:
Общая характеристика профессий, требования профессий к свойствам личности.
Профессия
– это исторически возникшая форма деятельности, необходимая человеку, и для выполнения которой он должен обладать суммой знаний, умений и навыков. Также иметь соответствующие профессиональные способности и профессионально важны ...
Описание выборки и методов исследования.
В данном исследовании участвовали сотрудники специализированной части по тушению крупных пожаров, деятельность которых связана с ликвидацией пожаров, сохранением жизни и имущества граждан. В исследовании принимали участие 30 человек (27 м ...
Социальная группа, коллектив: сущность понятия, типы
Проблема групп, в которые объединены люди в процессе своей жизнедеятельности - важнейший вопрос социальной психологии. Логика развития социально-психологической науки подвела исследователей к осознанию необходимости признания того факта, ...

Разделы