Анализ результатов
Тс=108; 106; 102; 90 (Суммы индивидуальных значений по каждому из условий)
∑(Т2с)=1082+1062+1022+902=41404
(Сумма квадратов суммарных значений по каждому из условий)
с=4 (Количество условий)
n=20 (Количество испытуемых в каждом из условий)
N=80 (Общее количество индивидуальных значений)
(∑хi)2=4062=164836
(Квадрат общей суммы индивидуальных значений)
(∑хi)2/N=4062/80=2060,45
(Константа, которую надо вычесть из каждой суммы квадратов)
Далее расчет идет в следующей последовательности
1) Подсчитываем SSфакт
SSфакт=1/n*∑Т2с-1/N*(∑хi)2=9,75
2) Подсчитываем SSобщ
SSобщ=∑х2i-1/N*(∑хi)2=16,33
3) Подсчитываем случайную (остаточную) величину SSсл
SSсл= SSобщ-SSфакт=6,58
4) Определяем число степеней свободы
dfфакт=с-1=3
dfобщ=N-1=79
dfсл= dfобщ-dfфакт=76
5) Разделяем каждую SS на соответствующее число степеней свободы
MSфакт= SSфакт/ dfфакт=3,25
MSсл= SSсл/ dfсл=0,09
6) Подсчитываем значение Fэмп
Fэмп= MSфакт/ MSсл=36,11
7) Определяем критические значения критерия F Фишера для уровней статистической значимости р≤0,05 и р≤0,01 по таблице на точке пересечения df1=3 и df2=76
8) Сопоставим эмпирическое значение F с критическим
Fэмп (36,11) > Fкр(4,04 р≤0,01) → Н0 отвергается, Н1 принимается.
Вывод: различия в значимости жизненных ценностей между возрастными группами являются более выраженными, чем случайные различия внутри группы. Это говорит о том, что возраст во многом определяет значимость жизненных ценностей для человека. Уровень значимости ценности для человека в тот или иной период взрослой жизни можно проследить на графике (рис. 2.1)
Рисунок 2.1
На графике хорошо заметна тенденция изменения значимости жизненных ценностей на протяжении всего периода взрослости. Если судить по графику, то изменения эти не кардинальны, однако интересным представляется то, как с возрастом она снижается. Возможно, это объясняется большим потенциалом и большей устремленностью человека в 25 лет, чем в 60 лет. Теперь подробнее рассмотрим данные по ценностям, имеющих жизненную важность для человека. Результаты приведены в таблице 2.2.
Таблица 2.2
|
Жизненные ценности |
25-30 лет |
30-45 лет |
45-55 лет |
55-60 лет |
|
Развития себя |
7 |
6 |
6 |
5 |
|
Духовная удовлетворенность |
6 |
6 |
8 |
8 |
|
Креативность |
7 |
6 |
5 |
5 |
|
Активные социальные контакты |
7 |
8 |
7 |
6 |
|
Собственный престиж |
6 |
5 |
5 |
4 |
|
Достижения |
6 |
6 |
5 |
5 |
|
Материальное положение |
8 |
8 |
7 |
6 |
|
Сохранение собств. индивидуальности |
7 |
8 |
8 |
6 |
Также по теме:
Межличностные отношения и отношение к совместной
деятельности как показатели психологического климата классного коллектива
Центральными моментами анализа отношений в классном коллективе являются:
1) Анализ отношений детей к совместной деятельности в классе;
2) Анализ взаимоотношений (отношений детей друг к другу).
Отношение к делу, к совместной деятельност ...
Типы депрессии
Сильная Депрессия. Тяжелая форма болезни, которая длится, по меньшей мере, две недели. Если ее не лечить, то длительность обычного приступа при осложнениях может быть шесть или более месяцев. Кроме того, отсутствие лечения в таких случаях ...
Этапы и методы исследования
На современном этапе развития общества отмечается тенденция к росту невротических расстройств среди студентов. Напряженный ритм жизни располагает к невротическим реакциям, психогенные расстройствам, вызываемым конфликтами, ссорами между л ...

Разделы