Техника «Концентрация внимания на чувствах»

Страница 1

Упражнение «Воспоминание»[83]

Ведущий: «Выберите какую-нибудь прошлую ситуацию, не слишком давнюю и не слишком трудную, например, посетите в фантазии дом вашего друга. Закройте глаза. Что вы действительно види­те? Дверь — кто-нибудь ее открывает? Обстановку? Других лю­дей? Не пытайтесь «вытаскивать» что-то из ума, искать что-то, что «должно» быть здесь. Просто «отправьтесь» в то место, кото­рое вы вспоминаете, и замечайте, что там есть».

Упражнение «Чувственное воспоминание»[84]

Ведущий: «Теперь повторите эксперимент с воспоминаниями, но на сей раз не концентрируйтесь исключительно на зрении, попы­тайтесь включить как можно больше чувств: вспомните не только то, что вы видели, но и то, что слышали, обоняли, чувст­вовали на вкус, осязанием, как вы переживали собственные движения; попытайтесь восстановить эмоциональный тон, ко­торый сопровождал этот опыт.

Избегаете ли вы вспоминать определенного человека? За­мечаете ли вы, что можете вспомнить неживые объекты или фотографии людей, но не самих людей? Когда вы вспоминаете ситуации, остаются ли они статическими или появляется дви­жение? Присутствует ли в этом нечто драматическое? Возни­кают ли только отрывки, или вы можете прослеживать детали, не теряя целого? Удаляются ли образы или затуманиваются?»

Упражнение «Управление эмоциями»[85]

Ведущий: «Попробуйте воспроизвести определенное телесное действие. Например, напрягите, а потом расслабьте челюсти, сожмите ку­лаки, начните тяжело дышать. Вы можете заметить, что все это вызывает смутную эмоцию — в данном случае фрустрированный страх. Если к этому переживанию вы можете добавить, скажем, фантазию, представление о каком-то человеке или вещи в вашем окружении, которые фрустрируют вас, эмоция раз­горится с полной силой и ясностью. И, наоборот, в присутствии чего-то или кого-то, фрустрирующего вас, вы замечаете, что не чувствуете эмоции, пока не примете как свои собственные со­ответствующие телесные действия: в сжимании кулаков, воз­бужденном дыхании и т.п. вы начинаете чувствовать гнев».

Упражнение «Настроения»[86]

Ведущий: «Попробуйте почувствовать свое лицо. Чувствуете ли вы свой рот? Лоб? Глаза? Челюсти? Обретя эти ощущения, задайте себе вопрос: «Каково выражение моего лица?» Не вмешивай­тесь, просто позвольте этому выражению быть. Сосредоточьтесь на нем, и вы заметите, как быстро оно меняется. В течение мину­ты вы можете почувствовать несколько разных настроений».

Упражнение «Внутреннее молчание»[87]

Ведущий: «Постарайтесь поддерживать внутреннее молчание, воздержи­тесь от внутренней речи; при этом оставайтесь пробужденным и осознающим. Поначалу это может удаваться лишь на несколь­ко секунд, «думание» навязчиво возобновится. Для начала хоро­шо, если вы хотя бы почувствуете разницу между внутренним молчанием и внутренней речью; позвольте им сменять друг дру­га. Хороший способ — координировать это с дыханием. Попро­буйте останавливать внутреннюю речь во время вдоха. Затем, во время выдоха, дайте проговориться внутренне возникшим сло­вам. Если вы занимаетесь в одиночестве, то полезным может быть проговаривание этих слов вполголоса, шепотом. Если вы будете настойчивы в этом эксперименте, ваши визуализации станут яр­че, ощущения тела — определеннее, эмоции — яснее, потому что внимание и энергия, используемые обычно в бессмысленном внутреннем говорении, теперь могут быть направлены на выпол­нение этих более простых и более фундаментальных функций».

Упражнение «Внутренняя речь»[88]

Ведущий: «Прислушайтесь к своей внутренней речи и постарайтесь ее интерпретировать: ее ритм, тон, «ходовые» фразы. Кому вы гово­рите? С какой целью? Придираетесь и ворчите? Льстите кому-то? Не поворачиваете ли вы фразы так, будто что-то скрываете, сами не зная, что? Стараетесь произвести впечатление? Или это блеф? Или вам нравится, как слова текут, цепляясь друг за дру­га? Есть ли у вашей внутренней речи постоянная аудитория?»

Упражнение «Визуализация» [89]

Ведущий: «Это упражнение лучше проделывать, находясь в расслабленном положе­нии, желательно лежа. Образы, которые, казалось бы, самопроизволь­но появляются у вас в голове, на самом деле — в ва­шей власти. Давайте попробуем продемонстрировать это.

Закройте глаза и в течение некоторого времени сосредоточьтесь на своем дыхании…

Страницы: 1 2 3

Также по теме:

Основные направления современной игровой терапии
В отечественной педагогике и психологии стало общепринятым, что игра имеет исключительное значение для психического развития ребенка и является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. Это, вероятно, и вынуждает некоторых исследовател ...

Характеристика возрастной психологии, психологии развития как науки
Возрастная психология — это отрасль психологической науки, изучающая факты и закономерности развития человека, возрастную динамику его психики. Объект изучения возрастной психологии — развивающийся, изменяющийся в онтогенезе нормальный, ...

Инстинкт как условие и продукт филогенетического развития личности
Под инстинктами обычно разумеют действия или более или менее сложные акты поведения, которые появляются сразу как бы готовыми, независимо от выучки, от индивидуального опыта, будучи наследственно закрепленным продуктом филогенетического р ...