Особенности межличностных отношений в педагогическом общении
Существенным признаком педагогической коммуникабельности является личностная аттракция (от лат. attrachere — привлекатьть, притягивать) учителя как предпосылка переживания детьми радости общения с ним.
Эмоциональная привлекательность учителя для учащихся обусловлена рядом факторов, среди которых важнейшими, на наш взгляд, являются:
§ профессиональная эрудиция;
§ творческое своеобразие;
§ высокая общая и нравственно-эстетическая культура;
§ педагогическое мастерство, включая искусство общения.
К ведущим признакам педагогической коммуникабельности можно отнести следующие:
1) потребность в общении с детьми;
2) его положительная эмоциональная тональность;
3) доминирующее переживание чувства удовлетворения им;
4) взаимная личностная аттракция (учителя и учащихся);
5) понимание детей, способность устанавливать индивидуальные и групповые контакты;
6) конструктивное разрешение межличностных противоречий;
7) гуманизм и демократизм общения;
8) эстетика общения.
Помимо перечисленных выше признаков для создания благоприятного межличностного общения учитель должен научиться понимать ребёнка, ведь педагогическое общение – это всегда взаимодействие интеллектов, чувств, воли учителя и учащихся. Чем лучше они понимают друг друга, тем продуктивнее межличностные контакты и тем менее они подвержены различным деформациям.
Процессы понимания учителя и принятия его личности детьми взаимосвязаны. Понимание учителя школьниками как перманентный процесс, подчиняясь общим закономерностям познания человека человеком, имеет свою специфику. Оно обусловлено, во-первых, социальной ролью учащихся как объектов и субъектов учебно-воспитательного взаимодействия и, во-вторых, их возрастом, опытом общения.
Чтобы быть понятым и принятым детьми, учитель призван овладеть искусством самопрезентации. Ему требуется умение произвести на детей положительное, а не негативное впечатление.
Важно, чтобы детям была очевидна логика поведения и справедливость требований педагога. Это обеспечивается не только разъяснительной работой. Более надёжно непосредственное их соучастие в выдвижении целей, выборе форм и методов работы, подведение итогов.
Для того чтобы быть принятым детьми, нельзя ограничиваться официально-деловыми отношениями с ними. Многостороннее раскрытие своей личности, своих увлечений, безбоязненное признание ошибок и заблуждений, мучительных творческих поисков упрочивают контакты с ними.
Во многих случаях сложным для учителя оказывается руководство взаимопониманием школьников. В этом процессе взаимодействует многообразие факторов, включая влияние семьи, неформальных детских объединений и др.
Взаимопонимание учащихся необходимо с воспитательной и дидактической точки зрения, ибо оно создаёт благоприятный нравственно-психологический климат общения, стимулирует сотрудничество в предметной деятельности.
Обозначив теоретический аспект межличностных отношений в педагогическом процессе, далее необходимо перейти к более подробному анализу его отдельных детерминант, необходимо подобрать экспериментальные методики, изучающие специфику межличностных отношений, складывающихся в педагогическом общении
Также по теме:
Понятие об эргономике
По мере перехода к комплексной автоматизации производства возрастает роль человека как субъекта труда и управления. Человек несет ответственность за эффективную работу всей технической системы и допущенная им ошибка может привести в некот ...
Как создать долгосрочный имидж
Самый главный принцип при создании долгосрочного имиджа – это регулярная работа с объектом (политиком, организацией, событием и т.д.). Нельзя ограничиваться только предвыборной кампанией. Все действия должны повторятся постоянно, образуя ...
Классификация толпы
Общее разделение толпы. -- Ее классификация. 1. Разнородная толпа. -- Как она образуется. -- Влияние расы. -- Душа толпы выражена тем слабее, чем сильнее душа расы. -- Душа расы отражает состояние цивилизации, душа толпы -- состояние варв ...

Разделы