Особенности межличностных отношений в педагогическом общении

Страница 2

Разрушение таких связей и подмена их другими при использовании манипулятивных средств неизбежны.

В манипулятивном процессе партнер по общению воспринимается не как целостная уникальная личность, а как носитель определенных, "нужных" манипулятору, свойств и качеств. Так, неважно, насколько добр этот человек, важно, что его доброту можно использовать.

Однако, человек, который выбрал для себя именно этот тип отношений к другим, в результате сам часто становится жертвой собственных манипуляций. Самого себя он также начинает воспринимать фрагментарно, переходит на стереотипные формы поведения, руководствуется ложными мотивами и целями.

Сравнение императивного и манипулятивного типов общения, позволяет выявить их глубокое внутреннее сходство. Объединив их вместе, можно охарактеризовать их как различные виды монологического общения. Человек, рассматривая другого как объект своего воздействия, по сути, общается сам с собой, со своими целями и задачами, не видя истинного собеседника, игнорируя его. Ухтомский А.А. сказал, что человек видит вокруг себя не людей, а своих "двойников".

В качестве альтернативы такому типу отношений между людьми, может быть рассмотрено диалогическое общение.

Диалог - это равноправное субъект-субъектное общение, цель которого взаимное познание, самопознание и самораскрытие партнеров по общению.

Диалог возможен лишь при соблюдении следующих правил взаимоотношений:

1.Психологический настрой на актуальное состояние собеседника и собственное активное психическое состояние. Речь здесь идет об общении по принципу "здесь и сейчас", с учетом тех чувств, желаний и физического состояния, которые партнеры испытывают в данный момент.

2.Безоценочное восприятие личности партнера, априорное доверие к его намерениям.

3.Восприятие партнера как равного, имеющего право на собственное мнение и собственное решение.

4.Содержанием общения должны являться не прописные истины и догмы, а проблемы и нерешенные вопросы.

5.Персонификация общения – разговор от своего имени, без ссылки на мнение других и авторитеты, презентация своих истинных чувств и желаний.

Диалогическое (гуманистическое) общение позволяет достичь большой глубины взаимопонимания, самораскрытия партнеров, создает условия для глубокого взаимного обогащения.

Мы полагаем, что в педагогическом общении лучше всего использовать диалог, добавляя в разумных количествах манипуляцию. Тогда образовательный процесс станет наиболее эффективным.

Как известно, проявления человека в межличностном общении зависит от особенностей его психологического развития, его личных психологических свойств, а в частности от темперамента – проявлений типа нервной деятельности человека в поведении.

Темперамент сказывается на динамике протекания эмоциональных, мысленных и волевых процессов. Т. е. Когда говорят о темпераменте, то имеют в виду динамические особенности целостного поведения личности. Под темпераментом И.П. Павлов понимал индивидуальные особенности поведения, или, как он говорил, «его основные черты».

Выделяют четыре типа темперамента:

1. Холерический темперамент – это явно боевой тип, задорный, легко и скоро раздражающийся и эмоционально реактивный. Для холериков характерны цикличность в деятельности и переживаниях. Они со всей страстью готовы отдаваться делу, увлечься им, ощущая прилив сил, могут преодолеть любые трудности на пути к цели, но когда силы закончились, интерес угасает. Такая цикличность есть одно из следствий неуравновешенности их нервной деятельности. Воля холерика напориста, но проявляется порывами, он отличается также повышенной раздражительностью и эмоциональной реактивностью. Он вспыльчив, резок в отношениях, прямолинеен, способен доводить деятельность до большого напряжения.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Также по теме:

Факторы и приемы управления тревожностью и стрессом
Факторами, уменьшающими стрессогенность среды и ее отрицательное влияние на орга­низм, являются предсказуемость внешних событий, возможность заранее подготовиться к ним, а также возможность контроля над событиями, что существенно снижает ...

Эксперимент как метод эмпирического исследования
Эксперимент предполагает активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется психологический факт. Исследователь намеренно создает и изменяет условия, в которых протекает деятельн ...

Из истории теории аргументации
Долгое время проблемы аргументации, мастерства убеждения и дискуссии почти совершенно не разрабатывались в нашей логико-методологической, психологической и философской литературе. Этому во многом мешал устоявшийся догматический и коммента ...