Патологический гемблинг как вариант зависимости

Статьи по психологии » Игровая зависимость несовершеннолетних » Патологический гемблинг как вариант зависимости

Страница 1

В связи с распространенностью, социальными и медицинскими последствиями большое внимание привлекает к себе патологическое влечение к азартным играм (патологический гемблинг - от англ. слова Gamble - рискованное предприятие, азартная игра). Вместе с тем ему принадлежит одно из видных мест в концепции болезни зависимого поведения (Бухановский А.О. с соавторами, 2002).

Значимость этой проблемы подтверждается следующим:

поражение лиц молодого возраста;

быстрая десоциализация этих людей, влекущая значительный прямой и косвенный экономический ущерб для каждого из них, их семей и общества в целом;

высокая общественная опасность этого расстройства - криминализация и виктимизация больных;

наличие большого отряда коморбидных расстройств и лиц;

отсутствие единого понимания природы, психопатологии, клинической динамики, подходов к терапии и профилактике данного расстройства.

К критериям F 63.0 (по МКБ-10) диагноза "Патологическое влечение к азартным играм" относятся:

повторные эпизоды азартных игр в течение одного года;

возобновление этих эпизодов, несмотря на отсутствие материальной выгоды, нарушения социальной и профессиональной адаптации;

невозможность контролировать интенсивное влечение к игре, прервать ее волевым усилием;

постоянная фиксация мыслей на азартной игре и все, что с ней связано.

Патологическое пристрастие к азартным играм объясняется неправильной работой мозга.

У патологических игроков нарушены такие психические функции как сила воли и способность к принятию решений. Эти функции связаны с префронтальной областью коры головного мозга.

Именно нарушение процессов принятия решения и торможения приводит к тому, что хронический игрок стремится к мгновенному удовольствию, не обращая внимания на такие серьезные последствия как разрушение семьи, потеря работы и т.д. Maria Roca и Facundo Manes из Института Неврологических Исследований Рауля Каррэа предложили 11 патологическим игрокам и10 обычным людям выполнить различные задания, в которых оценивались способности принимать решения, фиксировать внимание и т.д. В заданиях на принятие решений игроки делали неудачный выбор по сравнению с обычными людьми, а в тестах на внимание и умение сдерживать себя делали больше ошибок. "Наши данные подтверждают важную роль префронтальной коры в патогенезе нейро-психических расстройств. Также важно, что мы обнаружили у игроков волевые расстройства, это может помочь в разработке методов лечения и реабилитации", - пояснил Facundo Manes.

Синдром измененной реактивности проявляется ростом толерантности - увеличением продолжительности и кратности игровых эксцессов, изменением форм исполнения - переход от случайных эпизодов к периодическим или систематическим, окончательное формирование предпочтительности игр. По аналогии с изменением форм опьянения можно говорить о выходе на первый план релаксирующего, гомеостабилизирующего и тонизирующего компонента психотропного эффекта.

Поведенческими предикторами патологического гемблинга могут служить отношение к спортивным мероприятиям (включая собственный спортивный азарт и явление "спортивного фанатизма"), а также отношение к азартным играм в семье пациента.

На доклиническом этапе, по мере повторных игр, как бы "накапливается опыт" игрового поведения и формируется определенная предпочтительность игр. Все обследованные пациенты, говоря об "азарте", определяют его как сочетание чувства риска, опасности и желания выигрыша (денег на "халяву"), не прилагая к этому старания. При реализации желаемого возникает иллюзорно-компенсаторное восприятие действительности, что делает ее привлекательной, приводит к увеличению частоты и продолжительности игровых эксцессов. Длительность этой стадии, по современным наблюдениям, составляет от 2 до 5 лет. На клиническом этапе клиника достигнет своей структурной завершенности и приобретает сходство с "большим наркоманическим синдромом".

С этого момента влечение к азартным играм становится непреодолимым, появляются первые признаки дезадаптации личности. Синдром зависимости представлен вначале обсессивным, затем обсессивно-компульсивным влечением. Выявляется психический комфорт в ситуации игры и психический дискомфорт вне ее. Гемблер комфортно чувствует себя, в отличие от здоровых людей, только в ситуации игры. При этом процесс игры приобретает психотропный эффект и способствует изменению актуального психического состояния со знака "минус" на знак "плюс". Одновременное прекращение игры в силу непреодолимого препятствия вводит пациента в состояние психического дискомфорта. Именно это в совокупности с обсессивным влечением формирует психическую зависимость от азартных игр и делает потребность в игре непреодолимой, а поведение принудительным.

Страницы: 1 2

Также по теме:

Понятие имиджа в работах отечественных и зарубежных исследователей
В отечественной литературе встречается достаточно много попыток определения имиджа. Но при несогласованных подходах к изучению феномена имиджа это приводит к размытости трактовок и противоречивости позиций. Причина, вероятно, заключается ...

Формы удовлетворенности трудом
В недавних исследованиях А. Бюссинга и его рабочей группы (Bussing, 1992; Bussing, Bissels, Fuchs and Perrar, 1997) была проанализирована динамическая концепция удовлетворенности трудом, которая первоначально была предложена А. Брюггеманн ...

Направления сказкотерапии, формы работы со сказками
Сказкотерапия многопланова, поэтому ее делят на несколько направлений, в рамках которых решаются психодиагностические, коррекционные, развивающие и терапевтические задачи. Аналитическое направление. Интерпретация сказок. Смысл психологи ...