Патологический гемблинг как вариант зависимости

Статьи по психологии » Игровая зависимость несовершеннолетних » Патологический гемблинг как вариант зависимости

Страница 1

В связи с распространенностью, социальными и медицинскими последствиями большое внимание привлекает к себе патологическое влечение к азартным играм (патологический гемблинг - от англ. слова Gamble - рискованное предприятие, азартная игра). Вместе с тем ему принадлежит одно из видных мест в концепции болезни зависимого поведения (Бухановский А.О. с соавторами, 2002).

Значимость этой проблемы подтверждается следующим:

поражение лиц молодого возраста;

быстрая десоциализация этих людей, влекущая значительный прямой и косвенный экономический ущерб для каждого из них, их семей и общества в целом;

высокая общественная опасность этого расстройства - криминализация и виктимизация больных;

наличие большого отряда коморбидных расстройств и лиц;

отсутствие единого понимания природы, психопатологии, клинической динамики, подходов к терапии и профилактике данного расстройства.

К критериям F 63.0 (по МКБ-10) диагноза "Патологическое влечение к азартным играм" относятся:

повторные эпизоды азартных игр в течение одного года;

возобновление этих эпизодов, несмотря на отсутствие материальной выгоды, нарушения социальной и профессиональной адаптации;

невозможность контролировать интенсивное влечение к игре, прервать ее волевым усилием;

постоянная фиксация мыслей на азартной игре и все, что с ней связано.

Патологическое пристрастие к азартным играм объясняется неправильной работой мозга.

У патологических игроков нарушены такие психические функции как сила воли и способность к принятию решений. Эти функции связаны с префронтальной областью коры головного мозга.

Именно нарушение процессов принятия решения и торможения приводит к тому, что хронический игрок стремится к мгновенному удовольствию, не обращая внимания на такие серьезные последствия как разрушение семьи, потеря работы и т.д. Maria Roca и Facundo Manes из Института Неврологических Исследований Рауля Каррэа предложили 11 патологическим игрокам и10 обычным людям выполнить различные задания, в которых оценивались способности принимать решения, фиксировать внимание и т.д. В заданиях на принятие решений игроки делали неудачный выбор по сравнению с обычными людьми, а в тестах на внимание и умение сдерживать себя делали больше ошибок. "Наши данные подтверждают важную роль префронтальной коры в патогенезе нейро-психических расстройств. Также важно, что мы обнаружили у игроков волевые расстройства, это может помочь в разработке методов лечения и реабилитации", - пояснил Facundo Manes.

Синдром измененной реактивности проявляется ростом толерантности - увеличением продолжительности и кратности игровых эксцессов, изменением форм исполнения - переход от случайных эпизодов к периодическим или систематическим, окончательное формирование предпочтительности игр. По аналогии с изменением форм опьянения можно говорить о выходе на первый план релаксирующего, гомеостабилизирующего и тонизирующего компонента психотропного эффекта.

Поведенческими предикторами патологического гемблинга могут служить отношение к спортивным мероприятиям (включая собственный спортивный азарт и явление "спортивного фанатизма"), а также отношение к азартным играм в семье пациента.

На доклиническом этапе, по мере повторных игр, как бы "накапливается опыт" игрового поведения и формируется определенная предпочтительность игр. Все обследованные пациенты, говоря об "азарте", определяют его как сочетание чувства риска, опасности и желания выигрыша (денег на "халяву"), не прилагая к этому старания. При реализации желаемого возникает иллюзорно-компенсаторное восприятие действительности, что делает ее привлекательной, приводит к увеличению частоты и продолжительности игровых эксцессов. Длительность этой стадии, по современным наблюдениям, составляет от 2 до 5 лет. На клиническом этапе клиника достигнет своей структурной завершенности и приобретает сходство с "большим наркоманическим синдромом".

С этого момента влечение к азартным играм становится непреодолимым, появляются первые признаки дезадаптации личности. Синдром зависимости представлен вначале обсессивным, затем обсессивно-компульсивным влечением. Выявляется психический комфорт в ситуации игры и психический дискомфорт вне ее. Гемблер комфортно чувствует себя, в отличие от здоровых людей, только в ситуации игры. При этом процесс игры приобретает психотропный эффект и способствует изменению актуального психического состояния со знака "минус" на знак "плюс". Одновременное прекращение игры в силу непреодолимого препятствия вводит пациента в состояние психического дискомфорта. Именно это в совокупности с обсессивным влечением формирует психическую зависимость от азартных игр и делает потребность в игре непреодолимой, а поведение принудительным.

Страницы: 1 2

Также по теме:

Научно-методологические подходы к изучению общения
Рассматривая образ жизни различных высших животных и человека, мы замечаем, что в нем выделяются две стороны: контакты с природой и контакты с живыми существами. Первый тип контактов называется деятельностью. Второй тип контактов характер ...

Логопедическая работа с детьми с детским церебральным параличом
Планирование логопедической работы строится на понимании речевых нарушений, представляющих собой сложный комплекс дизонтогенеза, и включает в себя ряд разделов не только коррекционно–логопедической направленности, но и психолого педагогич ...

Картина мира, ее составляющие и «детское общественное мнение»
Образ (картина) мира являет собой систему значений как обобщенную форму общественно-исторического опыта и форм человеческих отношений. Центральным в образе мира ребенка является визуальная картина мира, представляющая собой систему графич ...