Особенности межличностных отношений в педагогическом общении

Страница 5

Для построения эффективного межличностного общения педагогу необходимо обладать коммуникативной компетентностью. Коммуникативная компетентность является сердцевиной профессионализма учителя, потому что общение с детьми составляет сущность педагогической деятельности. Она имеет сложную структуру, складываясь из определённой системы научных знаний и практических умений.

Главную роль в решении коммуникативных задач играет развитый социальный интеллект. Западный исследователь Г. Марлоу характеризует его как особый вид человеческого интеллекта, который не поддается измерению с помощью стандартизированных текстов.

Говоря о специфике мышления педагога, зарубежные авторы отмечают значение природной предрасположенности.

Выделены следующие характерные особенности социального интеллекта:

Ø Просоциальная направленность, готовность к сотрудничеству, личностная заинтересованность в благе других;

Ø Социальная самоэффективность как ожидание успеха при решении межличностных проблем;

Ø Эмпатический интерес и личное сострадание, обеспечивающие декодирование невербальных признаков эмоциональных переживаний;

Ø Определённое ценностное отношение к себе и другим.

Социальный интеллект как особое свойство ума позволяет понимать ребёнка, проникать в мотивацию поведения и распознавать сущностные черты его личности.

Положив в основу ведущие компоненты учебно-воспитательного общения как педагогической категории, можно выделить следующие блоки профессиональных коммуникативных умений учителя: социально-психологический, нравственно-этический, эстетический, технологический.

К социально-психологическому блоку относятся умения:

§ располагать учащихся к общению;

§ производить благоприятное впечатление;

§ рефлексировать;

§ адекватно воспринимать и понимать своеобразие личности каждого ребёнка и группы, её статусную структуру;

§ прогнозировать развитие межсубъективных отношений;

§ использовать психологические средства – вербальные, невербальные, проксемические, механизмы коммуникативного воздействия.

В структуру нравственно-этического блока входят умения строить общение на гуманной, демократической основе, руководствоваться принципами и правилами профессиональной этики и этикета, утверждать личностное достоинство каждого ребёнка, организовывать творческое сотрудничество с классом и с каждым школьником, инициировать благоприятный нравственный климат общения.

В эстетический блок входят умения:

§ гармонизировать внутренние и внешние личностные проявления;

§ быть артистичным, эстетически выразительным;

§ приобщать учащихся к высокой культуре общения;

§ активизировать эмоциональный тонус, оптимистическое мироощущение, проживание радости общения, чувство прекрасного у учащихся.

В структуру технологического блока входят умения:

§ использовать учебно-воспитательные средства, методы, приёмы;

§ использовать многообразие форм взаимодействия;

§ выбирать оптимальный стиль руководства общением;

§ соблюдать педагогический такт;

§ органически сочетать коммуникативное и предметное взаимодействие, обеспечивать его воспитательную эффективность.

Специфическим личностным качеством учителя в структуре коммуникативной компетентности является педагогическая коммуникабельность. В психологической литературе имеются другие термины, характеризующие профессионально-личностное качество учителя, от которого зависит уровень общения с учащимися. Так, В.А. Канн-Калик называет его профессионально-педагогической общительность.

Принято считать, что высокая степень развития общительности является доминирующим признаком педагогической коммуникабельности. Однако исследования психологов вносят существенные коррективы в это предположение. А.Л. Журавлев доказал отсутствие прямой зависимости между общительностью и способностью к управленческой деятельности. Hе высокая, не низкая общительность личности сами по себе не оказывают решающего влияния на установление продуктивных деловых контактов. Более того, высокая общительность может отвлекать, блокировать ответную вербальную активность в связи с неумением выслушать других. А.Л. Журавлев заключает: «Высокой эффективности руководства могут добиваться как высокообщительные, так и низкообщительные руководители, но с определенными уровнями проявления общительности».

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Также по теме:

Функциональный подход
Классификация имиджа, как показывают современные исследования, возможна в аспекте рассмотрения его функциональных особенностей, хотя, проще было бы его представить как классификацию, базируясь на видовых признаках имиджа. Так, имидж, на н ...

Социальные факторы формирования лживости у подростка
Проблемы лжи и обмана, честности и доверчивости чрезвычайно актуальны как для многих профессиональных сфер, так и для межличностных взаимоотношений в целом, однако они еще недостаточно изучены в психологической науке. Перед психологией ст ...

Формирование поведения индивидов
При изучении темы формирования поведения сотрудников в организации необходимо затронуть понятие поведенческого маркетинга. Поведенческий маркетинг занимается изучением рынка поведения производителей и контрагентов, исходя из выработанной ...