Особенности межличностных отношений в педагогическом общении

Страница 1

Специфика общественных отношений состоит в том, что человек представляет в них определённые общественные группы (классы, профессии и т.п.). Такие отношения несут безличный характер. Их сущность во взаимодействии конкретных социальных ролей, а не во взаимодействии конкретных личностей.

Однако внутри системы безличностных общественных отношений люди неизбежно вступают во взаимодействие, в общение, где проявляются их индивидуальные характеристики.

Межличностные отношения возникают и функционируют внутри каждого из видов общественных отношений и позволяют конкретным людям проявить себя как личность в актах общения и взаимодействия.

Общественные и межличностные отношения – это единое целое, второе существует внутри первых. Поэтому во всех групповых действиях их участники выступают, с одной стороны, как исполнители безличной роли, а с другой – как неповторимые человеческие личности, проявляющие свои индивидуальные психологические особенности.

В соответствии с установившейся традицией, в отечественной социальной психологии выделяют три различных по своей ориентации типа межличностного общения: императив, манипуляцию и диалог.

Императивное общение – это авторитарная, директивная форма воздействия на партнера по общению с целью достижения контроля над его поведением и внутренними установками, принуждения к определенным действиям или решениям. В данном случае партнер по общению рассматривается как объект воздействия, выступает пассивной, "страдательной" стороной. Особенность императива в том, что конечная цель – принуждение партнера – не замаскирована. В качестве средств оказания влияния используются приказ, указания, требования, предписания.

Можно назвать целую группу социальных деятельностей, в которых использование императивного типа общения вполне оправдано и с целевой, и с этической точек зрения. К ним относятся военно-уставные отношения, отношения "начальник-подчиненный" в сложных, экстремальных условиях.

С другой стороны, можно определить те сферы межличностных отношений, где применение императива неуместно и даже не этично. Прежде всего, речь идет об интимно-личностных отношениях, супружеских, детско-родительских контактах, а также всей системы воспитательных, педагогических отношений. Возможности применения императивного общения в педагогической практике ограничены, причем не столько по чисто этическим мотивам, сколько по причине его крайней неэффективности. Известно, что с помощью команд, приказов, безусловных запретов можно добиться внешнего послушания и выполнения каких-либо требований со стороны учителя. Но нормы и ценности, правила, передаваемые детям в такой форме, не становятся частью его внутренних личностных убеждений, остаются внешним, наносным и поэтому легко исчезающим содержанием его сознания.

Манипуляция - это распространенная форма межличностного общения, предполагающая воздействие на партнера с целью достижения своих скрытых намерений. Общим между императивом и манипуляцией является цель добиться контроля над поведением и мыслями другого человека. Основное отличие: при манипуляции партнер не информируется об истинных целях общения, они либо просто скрываются от него, либо подменяются другими.

Есть области человеческого взаимодействия, где манипуляции уместны и где категорически недопустимы. Сфера "разрешенных манипуляций" – бизнес и деловые отношения вообще. Символ такого типа отношений – концепция общения Д.Карнеги. Широко распространен манипулятивный стиль воздействия на партнеров по общению и в области пропаганды.

Вместе с тем известно, что владение средствами манипулятивного воздействия на других людей в деловой сфере, как правило, заканчивается для человека переносом таких навыков в остальные области своих взаимоотношений. Сильнее всего "страдают" от манипуляции отношения, основанные на любви, дружбе, взаимной привязанности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Также по теме:

Исследование непроизвольного запоминания и условий его продуктивности
Непроизвольное запоминание – процесс запоминания, протекающий на фоне деятельности, направленной на решение немнемических задач. Непроизвольное запоминание – продукт и условие познавательных и практических действий. Это не случайный, а ...

Типы деятельности
Существуют разные основания для того чтобы разделить деятельность на несколько типов. Первое основание — историческая обусловленность типов деятельности: фундаментальная деятельность, развитие которой обусловило развитие психики и сознан ...

Волевая готовность к школьному обучению
Определяя личностную готовность ребенка к школе необходимо выявить специфику развития произвольной сферы. Произвольность поведения ребенка проявляется при выполнении требований конкретных правил, задаваемых учителем при работе по образцу. ...