Методические основы исследования, контингент испытуемых
Исследование отношений и предпочтений мы провели в подростковом классном коллективе при помощи методической процедуры референтометрии, имеющей многочисленные варианты и многократно описанной. «В ходе выполнения референтометрии, учитель должен составить план индивидуальной беседы со школьником, основное содержание которой заключается в следующем. Учитель указывает школьнику, что он может познакомиться с некоторыми оценками, которые ему дали одноклассники. Учитель спрашивает, с чьей бы оценкой испытуемый хотел познакомиться. После того как ученик назвал одного из одноклассников, учитель предлагает ему сделать еще один выбор соученика. И, наконец, уже совершенно окончательный, третий выбор. Эти три одноклассника и составляют ядро референтной группы для данного школьника». [Фридман Л.М., Пушкина Т.А., Каплунович И.Я. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. – М., 1988, с.188].
Согласно выделенному нами предмету – отношения и предпочтения в классном коллективе, мы построили исследование таким образом, чтобы как можно нагляднее показать, как и на основании чего строятся отношения и как они выражаются в предпочтениях. Цель исследования: выявить наиболее референтных для данного классного коллектива лиц.
В ходе применения процедуры исследования решался ряд частных задач, отражающих его этапы:
1) Вырабатывались критерии взаимооценки, отражающие наиболее ценные для коллектива подростков качества личности;
2) Осуществлялось взаимооценивание;
3) Выявлялся референтный круг;
4) Проводилась обработка и представление данных;
5) Обсуждались результаты и были сделаны выводы.
В исследовании принимали участие ученики 7-го класса МОУ СОШ № 14 в количестве 18 человек.
На классном часе мы предложили детям назвать те качества личности человека, которые ценны для классного коллектива. Затем совместно с детьми мы отобрали три наиболее важных качества. После чего попросили каждого подростка оценить трех одноклассников, участвующих в исследовании по трем названным качествам по 5-балльной шкале. Затем мы попросили подростков назвать (в письменном виде) трех одноклассников, мнение которых об их личностных качествах они хотели бы узнать. После проделанной процедуры подвергли данные статистической обработки, обобщили их и сделали выводы.
Также по теме:
Феномены позитивного имиджа
Одна из функций имиджа - приобщить руководителя к определенной социальной категории. Исследования особенностей человеческого восприятия показывают, что этот процесс (оценка и отнесение к социальной группе) происходит в течение нескольких ...
Исторический аспект становления профессии пожарного.
В России профессия пожарного издавна была престижной и уважаемой в народе. Не случайно многие лица высшего света считали своим долгом не только оказывать помощь пожарной охране, но и непосредственно выезжать на пожары, так как осознавали ...
Творческое "Я"
Ранее мы отмечали, что фундамент стиля жизни закладывается в детские годы. По убеждению Адлера, стиль жизни настолько прочно кристаллизуется к пяти годам жизни ребенка, что потом он продвигается в этом же направлении всю жизнь. При одност ...
Разделы