Методические основы исследования, контингент испытуемых

Статьи по психологии » Изучение отношений и предпочтений в классном коллективе » Методические основы исследования, контингент испытуемых

Исследование отношений и предпочтений мы провели в подростковом классном коллективе при помощи методической процедуры референтометрии, имеющей многочисленные варианты и многократно описанной. «В ходе выполнения референтометрии, учитель должен составить план индивидуальной беседы со школьником, основное содержание которой заключается в следующем. Учитель указывает школьнику, что он может познакомиться с некоторыми оценками, которые ему дали одноклассники. Учитель спрашивает, с чьей бы оценкой испытуемый хотел познакомиться. После того как ученик назвал одного из одноклассников, учитель предлагает ему сделать еще один выбор соученика. И, наконец, уже совершенно окончательный, третий выбор. Эти три одноклассника и составляют ядро референтной группы для данного школьника». [Фридман Л.М., Пушкина Т.А., Каплунович И.Я. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. – М., 1988, с.188].

Согласно выделенному нами предмету – отношения и предпочтения в классном коллективе, мы построили исследование таким образом, чтобы как можно нагляднее показать, как и на основании чего строятся отношения и как они выражаются в предпочтениях. Цель исследования: выявить наиболее референтных для данного классного коллектива лиц.

В ходе применения процедуры исследования решался ряд частных задач, отражающих его этапы:

1) Вырабатывались критерии взаимооценки, отражающие наиболее ценные для коллектива подростков качества личности;

2) Осуществлялось взаимооценивание;

3) Выявлялся референтный круг;

4) Проводилась обработка и представление данных;

5) Обсуждались результаты и были сделаны выводы.

В исследовании принимали участие ученики 7-го класса МОУ СОШ № 14 в количестве 18 человек.

На классном часе мы предложили детям назвать те качества личности человека, которые ценны для классного коллектива. Затем совместно с детьми мы отобрали три наиболее важных качества. После чего попросили каждого подростка оценить трех одноклассников, участвующих в исследовании по трем названным качествам по 5-балльной шкале. Затем мы попросили подростков назвать (в письменном виде) трех одноклассников, мнение которых об их личностных качествах они хотели бы узнать. После проделанной процедуры подвергли данные статистической обработки, обобщили их и сделали выводы.

Также по теме:

Схема системной детерминации развития лич­ности.
В качестве отправной точки при анализе проблемы природной и социальной детерминации человека, а также связанных с ней вопросов о роли социальной среды в развитии личности, движущих сил развития личности, ее жизненного пути, структуры личн ...

Индивидуальные особенности мнестической деятельности
Процессы памяти у разных людей протекают неодинаково. В настоящее время принято выделять две основные группы индивидуальных различий в памяти: в первую группу входят различия в продуктивности заучивания, во вторую — различия так называемы ...

Аверроизм
Примерно с III в. до н.э. психологов начали больше интересовать не столько общие закономерности и функции души, сколько содержание души человека. На первый план стали выходить не общие для всего психического законы, но изучение того, что ...