Психологические рекомендации и основы психокоррекционной и профилактической работы со студентами

Статьи по психологии » Изучение невротических реакций у студентов в сессионный период » Психологические рекомендации и основы психокоррекционной и профилактической работы со студентами

Страница 1

Как известно, все принципы, методы и техники оказания психологической помощи принято делить на базовые, ценностные и специфические. Важнейшим в психологической помощи является то, что она не имеет узкофункционального характера, а ориентирована на развитие личности и повышение эффективности деятельности. Это, прежде всего психологическая профилактика и коррекция, которая направлена на адаптацию в обычных жизненных условиях, снижение тревожности и депрессивности, повышение стрессоустойчивости.

Комплексная коррекция с

кладывается из следующих направлений:

1. Психологическая - способствует снижению уровня тревожности и невротичности, создает предпосылки для адаптации в обычных жизненных условиях (социальная адаптация), а, следовательно, создает благоприятные условия для развития личности.

2. Социально – педагогическая - предполагает реконструкцию социальной значимости личности и улучшение адаптации к учебным условиям.

3. Медицинская реабилитация.

Кратко охарактеризуем эти направления:

Психологическая коррекция

- это деятельность по оказанию (корректировки) тех особенностей психического развития, которые по принятой системе критериев не соответствуют " оптимальной модели". Суда же можно отнести и психотерапию, как метод лечения, а психокоррекция - как метод профилактики.

Психокоррекционная работа со студентами включает в себя следующее:

На 1 курсе перед преподавателем стоит нелегкая задача - построить учебный и оспитательный процесс, ориентируясь на разные возможности, разные индивидуальные качества студентов. Преподаватель в начале года не знает этих индивидуальных особенностей студентов. Затрудняет это познание и то, что на 1 курсе группы студентов довольно большие и ориентировка кураторов в их возможностях и способностях обычно идет довольно медленно - по мере выполнения студентами контрольных заданий, выступлений на семинарах и т. д., поэтому только к концу года преподаватель может составить какое-то представление о мотивах студентов. Ускорить это познание призван индивидуальный подход. Уже в самом начале учебного года среди студентов елесообразно провести соответствующие психологические тесты, опросники, анкеты, с помощью которых можно получить информацию о мотивах деятельности студентов, особенностях их направленности, а также выделить категории лиц, которым учиться не интересно и которым учиться очень хочется, хотя и трудно. Конечно, такая экспресс информация должна непрерывно дополняться, уточняться и конкретизироваться на протяжении учебного года. Диагностика - это начальный этап психокоррекции, требует соблюдения принципа активности самих испытуемых.

В целях выявления личностных особенностей студентов и ускорения их адаптации в своей студенческой группе полезно проведение социально-психологического тренинга. Цели СП тренинга: распространение современных технологий психолого-педагогической профилактики социальной дезадаптации и повышенной личностной тревожности, асоциального поведения среди молодежи и студентов; повышение квалификации действующих педагогов и психологов, работающих в сфере образования с целью наилучшего соответствия их деятельности целями и задачам государственной молодежной политики; обмен опытом и разработка новых тренинговых методик.

На основе знания и учета индивидуальных личностных особенностей студентов куратор выбирает и осуществляет требуемые психолого-педагогические воздействия в каждом конкретном случае.

Страницы: 1 2 3

Также по теме:

Оптическое воздействие цвета.
К этому воздействию относятся иллюзии или оптические явления, вызываемые цветом и изменяющие внешний вид предметов. Рассматривая оптические явления цвета, все цвета можно условно разделить на две группы: красные и синий, т.к. в основном ц ...

Роль великих людей в развитии цивилизаций
Крупные успехи каждой цивилизации осуществлялись всегда небольшой кучкой высших умов. -- Сущность их роли. -- Они синтезируют все усилия известной расы. -- Примеры, доставляемые великими открытиями. -- Политическая роль великих людей. -- ...

Взаимодействие и общение в группе
Зарубежная психология перенесла центр тяжести при изучении малых групп на исследование особенностей межличностного общения индивидов в группах, рассматривая его в контексте симпатий и антипатий, безразличия и привязанности, которые испыты ...