Организация и методы психодиагностического исследования тревожности младших школьников

Статьи по психологии » Изучение и коррекция личностной тревожности в младшем школьном возрасте » Организация и методы психодиагностического исследования тревожности младших школьников

Страница 3

1 - отвержение,

2 - социальная желательность,

3 - симбиоз,

4 - «Авторитарная гиперсоциализация»,

5 - инфантилизация.

Экспериментальная база исследования:

Психодиагностическое исследование проводилось на базе Центра социальной помощи семье и детям «Юнона» г. Бавлы РТ. В тестировании приняли участие 46 учащихся младших классов средней общеобразовательной школы. Тестирование проводилось как индивидуально, так и в группе. Тесты «Нарисуй свой страх», «Несуществующее животное» проводились в группе, тест тревожности, тест родительского отношения, анкета для педагогов и родителей проводились индивидуально. После первичной обработки результатов, полученные данные были собраны в протоколах, затем произведены статистические подсчеты, и результаты были обобщены в таблицах первичных данных. Нами были выработаны рекомендации для педагогов и родителей, родители и учителя были ознакомлены с данными диагностики и на родительском собрании и индивидуально получили рекомендации для снижения тревожности детей. По программе нами были проведены занятия с тревожными детьми для снижения тревожности. Игры, детям очень понравились, в конце занятия дети очень раскрепощались, чувствовали себя свободнее, оживлялись и весело смеялись. Дополнительно занятия были проведены и совместно для детей и родителей для улучшения детско-родительских отношений.

Для проверки эффективности коррекционно-развивающей работы мы провели экспериментальное психодиагностическое исследование в группе детей в количестве 16 человек. Из них 8 принимали участие в коррекционной программе. Нами был проведен сравнительный анализ результатов эксперимента по методике Стьюдента.

2.2 Результаты, анализ полученных данных диагностики

Первым этапом исследования было тестирование учащихся 4-х классов по тесту «Несуществующее животное» с целью выявления тревожных учащихся.

Всего в тестировании принимали участие 46 учащихся младшего школьного возраста.

Результаты исследования по тесту

«Несуществующее животное»

Таблица 1.1.4.

Тревожные дети

Нетревожные дети

Кол-во детей

41

5

%

89

11

Выводы:

Таким образом, в результате тестирования 46 учащихся младшего школьного возраста по тесту «Несуществующее животное» у 89% учащихся были обнаружены признаки тревожности, что ставит нас перед острой необходимостью продолжения углубленного исследования возможных причин тревожности учащихся. Протокол индивидуальных значений тревожности по тесту «Несуществующее животное» см. в Приложении №1.

1) С испытуемыми был проведен тест «Нарисуй свой страх».

Результаты исследования по методике «Нарисуй свой страх»

Таблица 2.1.4.

Вид страха

Страхи,

связанные

с плохой

отметкой

Страхи, связанные

с несчастным

случаем

(пожар и т.п.)

Страх перед

грозой, темным

лесом, пауками, змеями, летучими мышами

Страх темноты,

приведений, нечистой

силы

Кол-во детей

22

8

5

11

%

47,8

17,3

10,8

23,9

Боязнь темноты и т.д. связана с личностными нарушениями, к которым относится и повышенная тревожность ребенка.

Выводы: Таким образом, полученные данные говорят о том, что у учащихся младших классов большинство страхов связано с плохой отметкой, с результатами учебной деятельности. Боязнь получить плохую отметку, очевидно, связана с индивидуальным стилем общения учителя, повышенной требовательностью родителей к результатам учебной деятельности ребенка, что и является причиной тревожности данных учащихся. Боязнь темноты говорит о личностных нарушениях ребенка.

2) Нами был проведен тест тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен). Протоколы индивидуальных показателей в приложении №2.

Результаты исследования уровня тревожности

Страницы: 1 2 3 4 5

Также по теме:

Понятие "жизненные перспективы личности"
Проблема "жизненной перспективы" стала предметом изучения в связи с теоретической и практической разработкой научной проблематики психологического времени и жизненного пути личности. Исследование этой проблемы дает возможность в ...

Обучение диалогической речи на старшем этапе. Специфика обучения диалогической речи
В диалогическом общении реализуется эффективный и быстрый обмен информацией, мыслями и суждениями внутри различных общественных групп и в межличностном бытовом общении. Из непосредственного обмена высказываниями двух или более собеседнико ...

Организация и методы экспериментального исследования
Целью данной части исследования является сравнительный анализ индивидуально-психологических особенностей подростков в полных и неполных семьях. Исходя из этого, нами поставлены следующие задачи: подбор методик для изучения индивидуально- ...