Изучение и коррекция личностной тревожности в младшем школьном возрасте

Статьи по психологии » Изучение и коррекция личностной тревожности в младшем школьном возрасте

Актуальность исследования обусловлена увеличением числа тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Возникновение и закрепление тревожности связано с неудовлетворением возрастных потребностей ребенка. Устойчивым личностным образованием тревожность становится в подростковом возрасте. До этого она является производной широкого круга нарушений. Закрепление и усиление тревожности происходит по механизму "замкнутого психологического круга", ведущего к накоплению и углублению отрицательного эмоционального опыта, который, порождая в свою очередь негативные прогностические оценки и определяя во многом модальность актуальных переживаний, способствует увеличению и сохранению тревожности.

Тревожность имеет ярко выраженную возрастную специфику, обнаруживающуюся в ее источниках, содержании, формах проявления компенсации и защиты. Для каждого возрастного периода существуют определенные области, объекты действительности, которые вызывают повышенную тревогу большинства детей в независимости от наличия реальной угрозы или тревожности как устойчивого образования. Эти "возрастные пики тревожности" являются следствием наиболее значимых социологических потребностей.

В "возрастные пики тревожности" тревожность выступает как неконструктивная, которая вызывает состояние паники, уныния. Ребенок начинает сомневаться в своих способностях и силах. Но тревога дезорганизует не только учебную деятельность, она начинает разрушать личностные структуры. Поэтому знания причин возникновения повышенной тревожности, приведет к созданию и своевременному проведению коррекционно-развивающей работы, способствуя снижению тревожности и формированию адекватного поведения у детей младшего школьного возраста.

Как считают многие исследователи, например, Прихожан A.M. (1995), за последние десять лет количество тревожных детей младшего школьного возраста увеличилось. Тревожность стала глубинной и личностной, изменились формы ее проявления. Таким образом, актуальность исследования тревожности детей младшего школьного возраста диктуется необходимостью углубленного исследования проблемы.

Проблема исследования: каковы психолого-педагогические особенности тревожности детей младшего школьного возраста?

Цель исследования: выявить психолого-педагогические особенности тревожности детей младшего школьного возраста

Объект исследования: состояние тревожности у детей младшего школьного возраста.

Предмет исследования: психолого-педагогические особенности тревожности детей младшего школьного возраста

Гипотеза исследования: Процесс снижения и устранения тревожности младших школьников станет эффективным, если будут:

1. Исследованы особенности проявлений тревожности у детей младшего школьного возраста и установлены причины повышенной тревожности.

2. Проведен сравнительный анализ взаимосвязи уровня тревожности и особенностей детско-родительских отношений

3.

Разработать практические рекомендации по коррекции тревожности детей младшего школьного возраста.

Также по теме:

Личностные особенности лиц, страдающих игроманией
Ряд авторов приводят разнородный перечень личностных и характерологических свойств, каким-то образом связанных с тяжелыми формами игромании: привязанность/зависимость; склонность к скуке; нарушения “эго”- контроля/самоконтроля; нарушения ...

Онтогенетические аспекты формирования адаптивности к состоянию беременности.
Считается, что особенности материнского отношения определяются не только культурным и социальным статусом женщины, но и ее собственной психической историей до и после рождения. C. Trevarthen считает, что компетентное поведение матери в р ...

Экран и становление детской картины мира
Детская картина мира как особая система значений, представлений, отношений ребенка к окружающей среде, другим людям и себе самому в отличие от прежних эпох формируется в условиях “информационного бума” в большей степени под мощным влияние ...