Организация и методы психодиагностического исследования тревожности младших школьников
Измерение тревожности как свойства личности особенно важно, так как это свойство во многом обуславливает поведение субъекта.
Определенный уровень тревожности - естественная и обязательная особенность активной деятельности личности. У каждого человека существует свой оптимальный, или желательный, уровень тревожности - это так называемая полезная тревожность. Оценка состояния тревожности детей является существенным компонентом наблюдения за их личностным развитием и для проведения своевременной коррекционно-развивающей работы.
ü Методика «Несуществующее животное»
Для изучения тревожности младшего школьника вполне возможно использовать проективный тест «Несуществующее животное».
Следует обратить внимание на характер линий рисунка: жирная с нажимом - это тревожность. Особенно следует обратить внимание на резко подавленные линии, видимые даже с обратной стороны (судорожный, высокий тонус мышц рисующей руки - резкая тревожность). Следует обратить внимание также на то, какая деталь, какой символ выполнен подобным образом, к чему привязана тревожность. (Рогов Е.Н., М.,1996)
ü «Критерии выявления тревожного ребенка»
(анкета для педагогов и родителей)
Анкета по выявлению тревожного ребенка.
|
№ |
Ребенок |
Да |
Нет |
|
1 |
Не может долго работать не уставая | ||
|
2 |
Ему трудно сосредоточиться на чем-то | ||
|
3 |
Любое задание вызывает излишнее беспокойство | ||
|
4 |
Во время выполнения задания очень напряжен, скован | ||
|
5 |
Смущается чаще других | ||
|
6 |
Часто говорит о возможных неприятностях | ||
|
7 |
Как правило, краснеет в незнакомой обстановке | ||
|
8 |
Жалуется, что снятся страшные сны | ||
|
9 |
Руки обычно холодные и влажные | ||
|
10 |
Нередко бывает расстройство стула | ||
|
11 |
Сильно потеет, когда волнуется | ||
|
12 |
Не обладает хорошим аппетитом | ||
|
13 |
Спит беспокойно, засыпает с трудом | ||
|
14 |
Пуглив, многое вызывает у него страх | ||
|
15 |
Обычно беспокоен, легко расстраивается | ||
|
16 |
Часто не может сдержать слезы | ||
|
17 |
Плохо переносит ожидание | ||
|
18 |
Не любит браться за новое дело | ||
|
19 |
Не уверен в себе, в своих силах | ||
|
20 |
Боится сталкиваться с трудностями |
Суммируйте количество ответов «да», чтобы получить общий балл тревожности.
Высокая тревожность - 15-20 баллов.
Средняя тревожность - 7-14 баллов.
Низкая тревожность -1-6 баллов.
Тест «Нарисуй свой страх»
Тип: психодиагностический проективный.
Цель применения теста: выявление наличия детских страхов у детей младшего школьного возраста.
Задача: на основе выполнения изображения, ответов на вопросы оценить особенности восприятия, переживаний ребенком своих страхов. Материал для работы: лист белой бумаги 20x30, цветные карандаши.
Также по теме:
Цели, задачи, методы исследования.
Для изучения внимания детей младшего школьного возраста мною было проведено исследование. Исследование проводилось на базе начальной школы № 173 города Нижнего Новгорода.
Цель: исследование особенностей внимания учащихся начальных классо ...
Общая характеристика толпы. Психологический закон ее духовного единства
Что составляет толпу с психологической точки зрения? -- Многочисленное скопление индивидов недостаточно для образования толпы. -- Специальный характер одухотворенной толпы. -- Фиксирование идей и чувств у индивидов, составляющих такую тол ...
Особенности межличностных отношений матери и ребенка с ДЦП раннего возраста
Бесспорен факт, что фундамент личности ребенка закладывается в семье, которая является первой школой воспитания его нравственных чувств, навыков социального поведения. На нравственный облик ребенка влияет вся жизнь семьи с ее повседневным ...

Разделы