Организация и методы психодиагностического исследования тревожности младших школьников
Измерение тревожности как свойства личности особенно важно, так как это свойство во многом обуславливает поведение субъекта.
Определенный уровень тревожности - естественная и обязательная особенность активной деятельности личности. У каждого человека существует свой оптимальный, или желательный, уровень тревожности - это так называемая полезная тревожность. Оценка состояния тревожности детей является существенным компонентом наблюдения за их личностным развитием и для проведения своевременной коррекционно-развивающей работы.
ü Методика «Несуществующее животное»
Для изучения тревожности младшего школьника вполне возможно использовать проективный тест «Несуществующее животное».
Следует обратить внимание на характер линий рисунка: жирная с нажимом - это тревожность. Особенно следует обратить внимание на резко подавленные линии, видимые даже с обратной стороны (судорожный, высокий тонус мышц рисующей руки - резкая тревожность). Следует обратить внимание также на то, какая деталь, какой символ выполнен подобным образом, к чему привязана тревожность. (Рогов Е.Н., М.,1996)
ü «Критерии выявления тревожного ребенка»
(анкета для педагогов и родителей)
Анкета по выявлению тревожного ребенка.
№ |
Ребенок |
Да |
Нет |
1 |
Не может долго работать не уставая | ||
2 |
Ему трудно сосредоточиться на чем-то | ||
3 |
Любое задание вызывает излишнее беспокойство | ||
4 |
Во время выполнения задания очень напряжен, скован | ||
5 |
Смущается чаще других | ||
6 |
Часто говорит о возможных неприятностях | ||
7 |
Как правило, краснеет в незнакомой обстановке | ||
8 |
Жалуется, что снятся страшные сны | ||
9 |
Руки обычно холодные и влажные | ||
10 |
Нередко бывает расстройство стула | ||
11 |
Сильно потеет, когда волнуется | ||
12 |
Не обладает хорошим аппетитом | ||
13 |
Спит беспокойно, засыпает с трудом | ||
14 |
Пуглив, многое вызывает у него страх | ||
15 |
Обычно беспокоен, легко расстраивается | ||
16 |
Часто не может сдержать слезы | ||
17 |
Плохо переносит ожидание | ||
18 |
Не любит браться за новое дело | ||
19 |
Не уверен в себе, в своих силах | ||
20 |
Боится сталкиваться с трудностями |
Суммируйте количество ответов «да», чтобы получить общий балл тревожности.
Высокая тревожность - 15-20 баллов.
Средняя тревожность - 7-14 баллов.
Низкая тревожность -1-6 баллов.
Тест «Нарисуй свой страх»
Тип: психодиагностический проективный.
Цель применения теста: выявление наличия детских страхов у детей младшего школьного возраста.
Задача: на основе выполнения изображения, ответов на вопросы оценить особенности восприятия, переживаний ребенком своих страхов. Материал для работы: лист белой бумаги 20x30, цветные карандаши.
Также по теме:
Основные теории изучение памяти
Впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют определенный след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности - воспроизводятся. Эти процессы называются памятью. Она лежит в основе способностей чело ...
Способности, задатки и индивидуальные различия
Подавляющее большинство психологов считает, что задатки
— это некоторые генетически детерминированные (врожденные) анатомо-физиологические особенности нервной системы, составляющие индивидуально-природную основу (предпосылку) формирова ...
Организация и методы экспериментального исследования
Целью данной части исследования является сравнительный анализ индивидуально-психологических особенностей подростков в полных и неполных семьях. Исходя из этого, нами поставлены следующие задачи:
подбор методик для изучения индивидуально- ...
Разделы