Организация и методы психодиагностического исследования тревожности младших школьников

Статьи по психологии » Изучение и коррекция личностной тревожности в младшем школьном возрасте » Организация и методы психодиагностического исследования тревожности младших школьников

Страница 1

Измерение тревожности как свойства личности особенно важно, так как это свойство во многом обуславливает поведение субъекта.

Определенный уровень тревожности - естественная и обязательная особенность активной деятельности личности. У каждого человека существует свой оптимальный, или желательный, уровень тревожности - это так называемая полезная тревожность. Оценка состояния тревожности детей является существенным компонентом наблюдения за их личностным развитием и для проведения своевременной коррекционно-развивающей работы.

ü Методика «Несуществующее животное»

Для изучения тревожности младшего школьника вполне возможно использовать проективный тест «Несуществующее животное».

Следует обратить внимание на характер линий рисунка: жирная с нажимом - это тревожность. Особенно следует обратить внимание на резко подавленные линии, видимые даже с обратной стороны (судорожный, высокий тонус мышц рисующей руки - резкая тревожность). Следует обратить внимание также на то, какая деталь, какой символ выполнен подобным образом, к чему привязана тревожность. (Рогов Е.Н., М.,1996)

ü «Критерии выявления тревожного ребенка»

(анкета для педагогов и родителей)

Анкета по выявлению тревожного ребенка.

Ребенок

Да

Нет

1

Не может долго работать не уставая

2

Ему трудно сосредоточиться на чем-то

3

Любое задание вызывает излишнее беспокойство

4

Во время выполнения задания очень напряжен, скован

5

Смущается чаще других

6

Часто говорит о возможных неприятностях

7

Как правило, краснеет в незнакомой обстановке

8

Жалуется, что снятся страшные сны

9

Руки обычно холодные и влажные

10

Нередко бывает расстройство стула

11

Сильно потеет, когда волнуется

12

Не обладает хорошим аппетитом

13

Спит беспокойно, засыпает с трудом

14

Пуглив, многое вызывает у него страх

15

Обычно беспокоен, легко расстраивается

16

Часто не может сдержать слезы

17

Плохо переносит ожидание

18

Не любит браться за новое дело

19

Не уверен в себе, в своих силах

20

Боится сталкиваться с трудностями

Суммируйте количество ответов «да», чтобы получить общий балл тревожности.

Высокая тревожность - 15-20 баллов.

Средняя тревожность - 7-14 баллов.

Низкая тревожность -1-6 баллов.

Тест «Нарисуй свой страх»

Тип: психодиагностический проективный.

Цель применения теста: выявление наличия детских страхов у детей младшего школьного возраста.

Задача: на основе выполнения изображения, ответов на вопросы оценить особенности восприятия, переживаний ребенком своих страхов. Материал для работы: лист белой бумаги 20x30, цветные карандаши.

Страницы: 1 2 3 4 5

Также по теме:

Анализ результатов исследования
Обработка и интерпретация результатов исследования депрессивности с помощью шкалы депрессии SCL-90: Полученные данные (результаты представлены в табл.1) говорят о том, что хотя истинное депрессивное состояние у студентов не обнаружилось, ...

Управленческая концепция руководителя
Прежде чем перейти непосредственно к обзору исследований, посвященных этим вопросам, укажем, что общим, более широким контекстом их рассмотрения может быть феномен профессионализма. Профессионализм в современной психологии рассматривается ...

Методика проведения исследования
Сроки и место проведения исследования Настоящее исследование проведено в период с 01.10.2003г. по 01.04.2004г. на базе 6 Центрального военного клинического госпиталя – Всеармейского реабилитационного центра. Общая характеристика испытуе ...