Анализ результатов констатирующего эксперимента

Статьи по психологии » Исследование депрессивных состояний бизнесменов » Анализ результатов констатирующего эксперимента

Страница 5

Бережный, щадящий стиль когнитивной беседы не обесценивает суждений пациента, а принимает их за основу эксперимента с целью построения недепрессивного поведения. Укрепление активной позиции важно для человека и потому, что наличие депрессивных симптомов поначалу вызывает у его близких бережное сочувствие, а в дальнейшем может увеличить риск развития затяжной депрессии. Ведь это сочувствие является единственным выигрышем, на который человек, по его мнению, может рассчитывать.

В дальнейшем, после индивидуальных консультаций с клиентами проводилась групповая психотерапевтическая работа, так называемая групповая кризисная терапия. Групповая кризисная терапия с помощью различных средств и методов решает следующие задачи:

Стабилизация личности. У людей, переживших критические жизненные события, на какое-то время сильно нарушается психическое равновесие. Эмоциональные проблемы не дают ответить на требования жизненной ситуации сообразно реальности. Для того, чтобы создать предпосылки для преодоления дестабилизирующего события и интерпретировать его, может быть, как задачу развития, в распоряжении кризисной интервенции имеются такие элементы, как: выражение эмпатии, вселяющие уверенность мероприятия, а также формирование новых взглядов.

Содействие развитию компетентности в зависимости от особенностей пациента и типа событий имеет конкретные цели научения. В случае утраты это может быть способность скорбеть. В нашем случае – способность к выражению эмоций и принятию поддержки со стороны других людей, способность формировать новые удовлетворительные социальные отношения. Эти цели ориентированы на индивида и заключаются в поиске внутренних ресурсов.

Раскрытие социальных ресурсов и социальная интеграция (если необходимо – в новое окружение). При кризисной терапии на помощь пациенту призывается социальное окружение, они вносят свой вклад в оказание помощи пациенту.

Состав группы 10 человек, разнородных по возрасту, на разных этапах течения заболевания, что снимает представление об уникальности собственных проблем, способствует обмену жизненным опытом и различных способов адаптации.

Частота и продолжительность занятий: 2 раза в неделю, по 1,5-2 часа.

Роль групповой сплоченности в такой группе отличается от ее значения в межличностно-ориентированной группе, где она используется для тренинга эмпатии и возникает в процессе этого тренинга. В кризисной группе сплочение ее участников развивается в ходе взаимной поддержки и используется для разрешения их ситуации. В связи с этим поощряется общение участников группы вне занятий.

«Необходимо отметить сложность работы психотерапевта в такой группе. Выраженная потребность кризисных пациентов в психологической поддержке, суммируясь при объединении их в группу, может приводить к эмоциональной перегрузке психотерапевта. К тому же необходимо фиксировать изменение состояний членов группы, предупреждать распространение агрессивных и аутоагрессивных тенденций.

С целью уменьшения перечисленных трудностей желательно совместное ведение кризисной группы с ко-терапевтом, функции которого заключаются в следующем.

На первом этапе совместно с ведущим психотерапевтом участвует в создании атмосферы безусловного принятия личности и переживаний пациентов.

На втором этапе обеспечивает включение участников группы в дискуссию, контроль за их состоянием и оказание необходимой психологической помощи при ухудшении состояния.

На третьем этапе в процессе ролевых игр выполняет функции ассистента режиссера и комментатора, проигрывает роли пациента или лиц из его ближайшего окружения, а также проводит занятия аутогенной тренировкой, направленные на улучшение эмоционального самоконтроля.»

[23

, с. 145]

.

Таблица 3. Этапы групповой кризисной терапии

Терапевтические факторы

1-й этап ГКТ:

поддержка

2-й этап ГКТ:

вмешательство

3-й этап ГКТ:

тренинг навыков адаптации

Цель

Купирование аффективных нарушений

Поиск оптимального способа разрешения конфликта

Принятие ситуации, разрешение кризиса

Задачи

Эмоциональное включение в группу, ликвидация чувства безнадежности, представления об уникальности и неперено-симости собственных переживаний, повышение самоприятия, мобилиация личностной защиты

Выявление неадаптивных установок, когнитивная перестройка в сфере актуального конфликта

Апробирование и закрепление адаптивных способов решения проблем; сплочение группы

Методы

Раскрытие, отреагирование, разделение эмоций, сочувствие, ободрение, актуализация кризисных факторов, выработка мотивации к кризисному вмешательству

Проблемные дискуссии, направленные на анализ неадаптивных позиций, интерпретация форм психологической защиты, затрудняющих разрешение кризисной ситуации

Ролевой тренинг, психодрама, поддержка пациентов, находящихся на ранних этапах заболевания, арттерапия

Функции ведущего

Создание атмосферы безусловного принятия личности и переживаний членов группы

Фокусирование занятия на проблеме пациента, в отношении которого осуществляется вмешательство. Включение участников в дискуссию, контроль их состояния, оказание необходимой психологической помощи

Моделирование актуальной ситуации пациента, функции сценариста и режиссера ситуационных и ролевых игр. Проигрывание ролей пациента или лиц из его ближайшего окружения

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Также по теме:

Особенности игровой зависимости несовершеннолетних
Компьютеромания - это уже непреложный факт существования зависимости от компьютера, компьютерных игр. Страдает не только психическое здоровье, потому что развивается зависимость, пристрастие, уход от действительности, перегрузка, выражаяс ...

Образовательные институты и личность
Наряду с семьей система образования традиционно выделяется как второй ведущий институт социализации. В этом своем качестве она обладает рядом специфических особенностей. В школе ребенок впервые включается в определенную систему получения ...

Авторитарный тип
Очень жесткий лидер, его эмоциональный фон весьма агрессивен. Как правило, такие руководители приходят к власти через успешное преодоление многих внутренних, либо внешних барьеров. Это - борцы, закаленные в сражениях за проявления своего ...