Сопротивления личности подростка среде пенитенциария

Полагаем, что социальная работа с заключенными в качестве обязательной компоненты должна включать обучение конкретным приемам поведения, нацеленным на создание своего рода защитной среды личности. Необходимо целенаправленное формирование у заключённых стратегий достижения оптимальных личностных состояний применительно к типичным ситуациям существования в данной социальной микросреде.

В рамках одного из научно-исследовательских направлений работы мы ставим следующие исследовательские задачи:

1. Выявление основных универсальных механизмов сопротивления как аспекта адаптации.

2. Выявление специфических особенностей сопротивления в связи с различными формами адаптации.

3. Во избежание ухода в спекулятивное теоретизирование максимально использовать в качестве аналитического материала художественные и публицистические источники.

Целью исследовательского проекта является выработка оптимальных форм сопротивления для несовершеннолетних заключённых, адаптирующихся к среде пенитенциарного учреждения.

Особенность авторского подхода данной работы состоит в том, что основные механизмы сопротивления зафиксированы и систематизированы нами на основе широкого анализа художественной и публицистической литературы, отражающей формы поведения человека в неблагоприятных условиях (идеологическое воздействие тоталитарных режимов, пребывание в местах заключения).

Мы исходим из того, что основные механизмы сопротивления можно зафиксировать и систематизировать на основе анализа художественной и публицистической литературы, отражающей формы поведения человека в неблагоприятных условиях (идеологическое воздействие тоталитарных режимов, пребывание в местах заключения, нахождение в других сложных жизненных ситуациях). Отечественная и зарубежная литература создает, на наш взгляд, благодатную почву для исследовательской деятельности.

Основное внимание уделяется авторам, в чьих произведениях адаптационный «подвиг» человека предстаёт в условиях лишения свободы: Б. Беттельхейм, А. Солженицын, В. Шаламов, М. Шолохов и другие.

Уделив внимание тому, что делает адаптирование детей в ВК трудным, мы выявили и систематизировали стратегии поведения, с помощью которых они справляются с трудностями адаптации. Типы защитного поведения, по нашему мнению, могут проявляться преимущественно в межличностной, внутриличностной и поведенческой сферах функционирования личности.

В межличностной сфере осуществляются разные формы взаимодействия с окружающими людьми: сокамерниками, персоналом ВК, начальником ВК и т.д. Мы считаем, что сюда можно отнести такие формы сопротивления, как:

переключение на поиск поддержки, с тем чтобы быть выслушанным, получить понимание и содействие (говорю с кем-нибудь);

активное сотрудничество и участие в разрешении ситуации (принял правила поведения группы: презрение к более низким классам, отвечать за свои поступки) и др.

Стратегии внутриличностного совладания представляют собой разные способы работы с информацией. Среди них мы рассматриваем:

ощущение значимости собственного положения. Придание нового значения и смысла ТЖС, например, отношение к ней как к проверке силы характера и стойкости духа. При этом имеет место рост самоуважения и более глубокое осознание собственной ценности как личности («зато я сильный и стойкий»);

относительность в оценках, достигаемая при сравнении с другими людьми, находящимися в худшем состоянии, что облегчает принятие события («мне совсем не так плохо, как им»). Сюда можно включить и такую стратегию, как «чувство безбрежности унижения»; отвлечение или переключение мыслей на другие, более важные темы для размышлений, чем неприятная ситуация (это может привести к управлению вниманием, обеспечивающим защиту по типу отрицания — игнорирования неприятной ситуации) (заниматься тем, что тебя интересует);

анализ не только самой ситуации, но и ее последствий (такая проработка ситуации ведет к ее переоценке при рационализации) (придавать смысл увиденному) и др.

Также по теме:

Способы действия вожаков
Когда бывает нужно на мгновение увлечь толпу, заставить ее совершить какой-нибудь акт, например, ограбить дворец, погибнуть, защищая укрепление или баррикаду, надо действовать посредством быстрых внушений, и самым лучшим внушением являетс ...

Анализ результатов исследования самочувствия, активности, настроения (САН)
С помощью данного метода в группе нами были исследованы самочувствие, активность и настроение до символдраматических сеансов и после. В ходе исследования мы получили следующие результаты, для удобства и наглядности, представленные в виде ...

Особенности работы с лицами юношеского возраста методом кататимно-имагинативной терапии
Психотерапевтические методики работы с детьми и подростками ориентируются, прежде всего, на различные игровые техники и методы разговорной психотерапии. Существенное отличие психотерапии детей и подростков от работы со взрослыми пациентам ...