Психосоциальные факторы опыт ранних лет жизни

Статьи по психологии » Исследование депрессивных состояний » Психосоциальные факторы опыт ранних лет жизни

Страница 1

Если в первые годы своей жизни человек перенес тяжелые эмоциональные потрясения, он подвержен большему риску заболеть депрессией на последующих этапах жизни. Безусловно, тяжелые переживания в раннем возрасте не обязательно влекут за собой депрессию. Однако намного увеличивают ее вероятность. Нижеперечисленные примеры помогут понять, почему из двух человек, подвергшихся абсолютно одинаковому стрессу, один все же справляется со стрессом, а другой впадает в депрессию.

Потеря близкого человека в детстве. Дети особенно остро чувствуют потерю близкого человека. Скажем, сильная привязанность к родителям, является естественной частью развития ребенка. Дети могут лишиться родителей в результате смерти, развода или раздельного проживания последних; иногда один из родителей долго бывает в отъезде по служебным делам. Серьезная болезнь может потребовать длительной госпитализации. Бывает, что в семье царит атмосфера отчужденности. У ребенка, вроде бы, есть отец и мать, но эмоциональный контакт с ними отсутствует. Например, прикованный к постели отец может любить своего ребенка и все же быть совсем недоступным эмоционально. Дети, выросшие в семье, где родители страдают от депрессии, часто заболевают депрессией в зрелом возрасте. Нередко к отчуждению в семье приводит депрессивное состояние одного из родителей. Еще хуже, если ребенок, рождения которого не хотели родители, лишен родительской ласки и участия. Подобное свойственно неблагополучным семьям. Эти обстоятельства приводят к суровости родителей или отдалению их от ребенка. Особенно страдают дети алкоголиков. Они часто испытывают большие эмоциональные потрясения. Длительное злоупотребление алкоголем оказывает разрушающее влияние на родителей и может лишить их врожденного чувства близости с детьми. Подросшие дети алкоголиков нередко страдают от того, что рано лишились эмоциональной поддержки родителей. Таким образом, по ряду причин ребенок может испытывать чувство глубокой потери в ранние годы своей жизни. Часто эти потери приводят к возникновении трех основных проблем, которые могут длиться в течение всей взрослой жизни человека.

Трудности в Сближении. Если ребенок при вязан к одному из родителей и впоследствии теряет его, он может стать очень настороженным и избегать эмоциональных привязанностей. Такие дети внутренне тоскуют по близости, но испытывают сильную боязнь отказа и потери; поэтому они никогда не позволяют себе с кем-нибудь сблизиться по-настоящему Внутренняя тоска по любви и эмоциональная изоляция могут увеличить вероятность депрессии.

Беспокойство и Страх. Детям необходимы родители, которые дают им ощущение покоя в безопасности в мире. Когда дети теряют родителей, у них появляется ощущение незащищен­ности и страха.

Глубокая Грусть и Горе. Поразительно, как долго после печального события глубоко в душе ребенок продолжает ощущать боязнь сближения, неуверенность и грусть. Такие дети часто обладают повышенной чувствительностью. Они остро переживают потери в дальнейшей жизни. Когда такая потеря случается, это событие бередит глубокие незажившие раны от прошлых потерь. Трудно бывает понять, почем) человек так сильно реагирует на нынешнюю потерю, пока не узнаешь о печальных события} его детства. К счастью, ранние потери не гарантируют депрессию в будущей взрослой жизни. Два важных фактора могут помочь ребенку легче перенести ранние потери. Первый фактор: эмоциональная поддержка, по меньшей мере, одного близкого взрослого. Часто второй из родителей, бабушка или дедушка могут сыграть большую роль в судьбе ребенка, потерявшего одного из родителей. Второй фактор: очень важно помочь ребенку справиться со своим горем.

Постоянная Суровая Атмосфера в Семье. Время от времени родители выходят из себя; не так уж редко папы и мамы бывают, невнимательны к чувствам ребенка; они совершают поступки, которые больно задевают их детей. Но редкие ошибки не оставляют глубоких ран в уязвимых детских душах. Многие специалисты в области детской психологии считают, что, если в семье достаточно хорошая атмосфера, большинство детей прекрасно развиваются. "Достаточно хорошая" атмосфера — это такая обстановка в доме, когда взаимоотношения в семье в основном положительные или хотя бы нейтральные, т.е. там, где хорошее превалирует над плохим. В конце концов, идеальных людей нет!

Однако слишком во многих семьях преобладает тяжелая атмосфера. Иногда наблюдаются случаи физического насилия, однако в основном мы говорим о неуважительном, негативном отношении к ребенку: "Ты ни на что не годен, ты глуп и несообразителен".

Неудачи, разочарования и провалы — неизбежные стороны взрослой жизни. Даже при самых благоприятных обстоятельствах жизнь часто бывает нелегка. Воспитание в эмоционально суровой атмосфере делает детей более уязвимыми при разочарованиях, испытываемых в; дальнейшей жизни, и оставляет неизгладимый' отпечаток в душе ребенка.

Отсутствие Поддержки в Развитии Личности Ребенка. Детям необходимы защита, чуткое внимание и поощрение в процессе воспитания. Всем людям присуще внутреннее стремление к совершенствованию; человек хочет обрести себя, иметь свое собственное мнение, предпринимать ответственные действия, утвердиться и оставить свой след в мире. Иногда родители не способствуют в этом ребенку, что может случиться по разным причинам. Во-первых, некоторые родители хотят, чтобы дети подольше оставались малышами. Их угнетает утрата близости и тепла, которые им дает маленький ребенок. Когда, подрастая, ребенок начинает отдаляться, движимый внутренним желанием самостоятельно войти в мир, родители могут по­чувствовать себя обиженными, им кажется, что, их отвергают. Если родители продолжают отно­ситься к ребенку как к беспомощному существу и делать все за него, они препятствуют росту личности и самостоятельности ребенка.

Страницы: 1 2

Также по теме:

Понятие девиантности
Любое общество не может нормально функционировать без разработанных систем правил и норм поведения, предписывающих выполнение каждым человеком требований и обязанностей, необходимых для общества. В масштабе всего общества формирование и с ...

Групповая дискуссия как метод групповой психологической работы
Интерес психологов к феномену дискуссии берет начало с 30-хгодов. Сначала Ж.Пиаже в своих работах обратил внимание на дискуссию. Он указывал, что ребенок благодаря механизму дискуссии отходит от эгоцентрического мышления и учится становить ...

Характеристика психологической готовности к школьному обучению у детей 6 – 7 лет
Психологическое здоровье детей зависит от социально-экономических, экологических, культурных, психологических и многих других факторов. По мнению авторов (Л.И. Божович, А.А. Бодалёв, В.С. Мухина, Т.А. Репина и др.) ребёнок как самая чувст ...