Направления сказкотерапии, формы работы со сказками

Страница 2

Психокоррекционный смысл такого рассказывания заключается в следующем. Зная смысл сказочных ситуаций и зная, какие из них могут способствовать развитию человека или помогут ему продвинуться в разрешении своих проблем, психолог может сознательно делать на них акценты. Таким образом, у человека активизируются собственные бессознательные процессы, способствующие его личностному росту.

Кроме рассказывания сказки от третьего лица существуют еще и такие формы рассказа: групповое рассказывание сказок, рассказывание известной сказки и придумывание к ней продолжения, рассказывание от имени различных персонажей сказки и т.д. [24, c. 49].

Различные формы рассказывания сказок позволяют решать следующие психодиагностические и психокоррекционные задачи:

· Выявление актуальной проблематики ребенка путем анализа эмоционального состояния при рассказывании, оговорок, стиля и смысла изложения;

· Развитие памяти и внимания;

· Развитие способности к децентрированию, умение встать на место другого, посмотреть на мир с разных сторон.

Сочинение сказок

Сочинение историй само по себе психотерапевтическое занятие, ведь в свой творческий продукт человек вкладывает частичку внутренней реальности.

Многие родители упрекают детей в склонности к излишнему фантазированию. Часто детские фантазии и истории являются актом самотерапии, ибо в образной форме ребенок проговаривает волнующие его вопросы и пробует найти на них ответы [23, c. 10].

Сказки, сочиняемые детьми, не только отражают их внутреннюю реальность, проблемы, волнующие их, но и активизируют бессознательные процессы, способствующие их личностному развитию, и разрешению затруднений. Замечено, что сочинение сказок благотворно сказывается на психологическом здоровье: ребенок становится более уравновешенным, легче справляется с жизненными трудностями [25, c. 32].

Под психологической интерпретацией сочиненных сказок понимается безоценочная интерпретация. Мы не можем сказать – это в сказке хорошо, а это – плохо. То, о чем мы читаем, - это внутренний расклад человека на данный момент.

При интерпретации сочиненных сказок обращается внимание на следующие моменты:

· Основная тема

· Линия главного героя

· Актуализированные чувства

· Образы и символы

· Оригинальность сюжета.

Эта схема позволяет систематизировать огромное количество информации, которое передает сказка, и может быть использована как целиком, так и частями.

Опытному психологу авторская сказка подскажет пути и методы психокоррекционной и психотерапевтической работы, так как в сказке содержатся не только проблемы, стоящие перед человеком, но и способы их разрешения.

Сказочное рисование.

Сказкотерапевтическое рисование можно разделить на две группы методов: проективное диагностическое рисование и спонтанное рисование.

В первую группу методов входят проективные серии рисунков. Проективные графические методы с помощью тематических рисунков исследуют внутренний мир человека, систему его отношений к себе и другим, его индивидуальность [23, c. 106].

Сказкотерапевтические графические методы можно разделить на три серии: первая исследует отношение человека к себе, самовосприятие, вторая – отражает отношение человека к семье и своему месту в ней, третья – направлена на исследование психологической резистентности, жизненной стойкости человека, его отношения к сложным ситуациям.

Страницы: 1 2 3

Также по теме:

Методика проведения исследования
Сроки и место проведения исследования Настоящее исследование проведено в период с 01.10.2003г. по 01.04.2004г. на базе 6 Центрального военного клинического госпиталя – Всеармейского реабилитационного центра. Общая характеристика испытуе ...

Организация и содержание экспериментального исследования
Изучив проблему и проанализировав научно-педагогическую литературу по данному вопросу, мы поставили целью эксперимента – исследование грамматического строя речи дошкольников в возрасте 5-6 лет. Для этого были подобраны две группы детей: к ...

Интеллект и эффективность управленческой деятельности
Прямая зависимость между успешностью управленческой деятельности и интеллектом руководителя представляется на первый взгляд явной и самоочевидной. Именно это представление, являющееся в действительности иллюзорным, очень долгое время факт ...