Сказкотерапия многопланова, поэтому ее делят на несколько направлений, в рамках которых решаются психодиагностические, коррекционные, развивающие и терапевтические задачи.
Аналитическое направление. Интерпретация сказок.
Смысл психологической и развивающей работы состоит в том, чтобы понять и проинтерпретировать суть сказочных ситуаций, образов, конструкций сюжета. В основании направления лежит идея о том, что каждая сказочная ситуация несет в себе огромный скрытый смысл, опыт решения нашими предками сложных жизненных проблем. Информация об этом «зашифрована» в сказочных образах. Использование этого метода эффективно для развития творческого мышления, аналитико-синтетических способностей детей от пяти лет [46, c. 50].
«Расшифровка» глубинной, архетипической природы сказочных образов дает нам возможность понимания сложнейших человеческих мотиваций и жизненных законов. Исследование сказок погружает нас в древний символизм мифов, преданий, легенд; позволяет узнавать психологический смысл метафор, чувствовать архетипическую природу проблемных и творческих человеческих проявлений, видеть, какие ассоциативные цепи рождают в бессознательном различные мифы и сказы. Такая работа позволяет соприкоснуться с мировым эпосом. Само по себе понимание ритуалов и традиций различных культур расширяет рамки обыденного сознания [57, c. 38].
Терапевтическая форма является прикладной и может быть использована в групповой или индивидуальной работе с детьми. В рамках данной формы решаются задачи формирования способностей к установлению причинно-следственных связей поступков и явлений, развития творческого мышления и воображения.
Терапевтическая форма применяется в двух видах: библиотерапия и решение сказочных задач.
Библиотерапия предполагает формирование ценностной структуры личности, более глубокое понимание смысла жизненных явлений и развитие аналитико-синтетических способностей [57, c. 40]. Такая форма работы хороша для детей 5-6 лет, подростков. В качестве психотерапевтического материала используются различные художественные сказки.
Решение сказочных задач служит благородным целям сбора психодиагностического материала, развития творческого мышления и воображения.
Сказочная задача формулируется таким образом, чтобы человек мог спроецировать, перенести на нее свой жизненный опыт. И самое важное, она не имеет единственно правильного решения. Цель сказочной задачи – простимулировать процесс генерации идей для разрешения жизненных ситуаций, рассмотреть явление со множества сторон [23, c. 47]. Решение сказочных задач может быть использовано не только в психолого-педагогической работе, но и на детских праздниках.
Таким образом, работа в рамках аналитического направления сказкотерапии способствует:
· Развитию творческого мышления ребенка;
· Совершенствованию вербального языка;
· Развитию фантазии, воображения;
· Развитию способности к глубокому образному мышлению, установлению причинно-следственных связей;
· Развитию эмпатии и умению слушать.
Однако детям бывает трудно заниматься только анализом, поэтому аналитические занятия следует дополнять другими сказочными приемами [22, c. 48].
Рассказывание сказок
Многие родители, воспитатели, педагоги рассказывают детям сказки, однако рассказывание сказок как направление сказкотерапии имеет свои особенности и формы.
В рассказывании сказок есть свои опасности: каждый человек пересказывает одну и ту же сказку по-своему, бессознательно расставляя акценты в тех местах, которые наиболее соответствуют его актуальной проблематике. С одной стороны это может быть полезно для решения психодиагностических задач, так как анализируя состояние рассказчика, его выразительные средства, оговорки, можно составить психологический портрет человека. С другой стороны рассказчику самому важно хорошо знать себя: ведь рассказывая даже известную сказку, рассказчик переносит на слушателя и свое отношение к событиям, и свои ценности, и свою внутреннюю проблематику. Для решения этой проблемы есть только один путь: изучать себя и личностно развиваться [23, c. 50].
Также по теме:
Парламентские собрания
В парламентской толпе наблюдается большинство черт, общих разнородной, неанонимной толпе. -- Односторонность мнений. -- Восприимчивость к внушению и ее границы. -- Роль вожаков. -- Причины их обаяния. -- Они являются настоящими господами ...
Характеристика возрастной психологии, психологии
развития как науки
Возрастная психология — это отрасль психологической науки, изучающая факты и закономерности развития человека, возрастную динамику его психики.
Объект изучения возрастной психологии — развивающийся, изменяющийся в онтогенезе нормальный, ...
Методика диагностики самооценки уровня тревожности Ч. Д. Спилбергера - Ю.Л. Ханина
Полученные данные говорят о наличии:
· Умеренной личностной тревожности (личностная тревожность характеризует устойчивую склонность воспринимать большой круг ситуаций как угрожающие, реагирование на такие ситуации состоянием тревоги). Ум ...
Разделы