Приемы активизации памяти участников уголовного, гражданского судопроизводств

Страница 2

Возможны в показаниях потерпевших также ошибки при определении времени протекания того или иного события. Отрицательно окрашенные переживания происшедшего могут привести к сильной переоценке временных интервалов. Так, при совершении разбойного нападения участники преступной группы под видом работников районного жилищного управления проникли в квартиру. Угрожая оружием, они связали гражданку, завязали ей глаза затем забрали деньги и скрылись. И хотя материалы расследования было установлено, что преступники в квартире находились не более 15 минут, потерпевшая в последствии утверждала, что все происходившее длилось не менее часа.

Потерпевшие обычно долго сохраняют в памяти то, что они переживали при взаимодействии с преступником - страх. Ужас, стрессовое перенапряжение, отчаяние, физические страдания, коллизии борьбы и т. д. В отдельных случаях возможно проникновение так называемого следового аффекта. Реактивных состояний. Душевного расстройства. С другой стороны, тягостные события преступления как бы отторгаются сознанием многих потерпевших, влекут состояние охранительной заторможенности.

Во время преступного события после сознания потерпевшего резко сужается, логическое мышление деформируется. При грубых физических воздействиях возможно возникновение состояния оглушенности, шока. Острые кофликтные эмоциональные состояния ведут, как правило, к гиперболизации эмоциогенных воздействий и их генерализации.

Допрашивая свидетелей и потерпевшего, следователь должен выявить все существенные обстоятельства его взаимодействия с преступником до совершения и после. Это позволяет лучше понять мотивы преступления, механизм его совершения. От потерпевшего свидетель, как правило, получает информацию о том, где, когда, каким образом, какими орудиями и средствами совершено преступление, кто его совершил и кто к нему причастен, каковы возможные источники криминалистической информации.

Страницы: 1 2 

Также по теме:

Понятие имиджа
Имидж (англ.) – образ, то есть это визуальная привлекательность личности, самопрезентация, конструирование человеком своего образа для других. Исконно русское слово, несущее ту же смысловую нагрузку, что и имидж, - образ – существовало вс ...

Функциональный подход
Классификация имиджа, как показывают современные исследования, возможна в аспекте рассмотрения его функциональных особенностей, хотя, проще было бы его представить как классификацию, базируясь на видовых признаках имиджа. Так, имидж, на н ...

Организация исследования социально-психологического климата коллектива
Объектом исследования является коллектив…. Состоящий из 11 человек, коллектив является гомогенным (только женщины). Для удобства членам коллектива присвоены порядковые номера от 1 до 11. Цель диагностики - определить социально-психологич ...