Психологическая структура деятельности

Страница 2

Осуществление деятельности происходит через действия. Действие — это процесс, подчиненный представляемому результату, обозначенному в цели. Следовательно, действия есть основные составляющие деятельности. Действия, объектом которых является некий предмет, вещь, называются предметными. Они, как правило, складываются из моторных движений — взять, переместить. Помимо предметных действий выделяют умственные, речевые, соматические, выразительные и другие. Умственные действия выполняются во внутреннем плане и регулируются сознанием, делятся на несколько видов.

Речевые действия — это действия по оформлению и выражению мысли. Речевые действия всегда осуществляются с помощью моторики артикуляционного аппарата и гортани, их качество зависит от деятельности этого аппарата.

Соматические — внешние телесные действия, а также непроизвольные физиологические реакции организма — покраснение кожных покровов, сужение (расширение) кровеносных сосудов и т. п.

Выразительные — мимические, кинестетические, визуальные действия, демонстрирующие состояние человека, его отношение к происходящему.

Перечисленные действия, как правило, сопровождают предметные действия и поступки, т. о. действия, направленные на другого человека. Комплекс поступков составляет поведение человека.

Способы осуществления действий — операции. Термины «действия» и «операции» различаются не всегда. Однако в контексте психологического анализа деятельности такое различие необходимо. Действия соотносятся с целью. Операции — с условиями. Если сохраняется цель какой-либо деятельности, но меняются условия ее достижения, то изменится и операционный состав действий. Действия и операции имеют разное происхождение, разную динамику и разную судьбу. Первоначально операция формируется как действие, позднее, по мере ее усвоения, включается в другое действие как составляющая его операция. Такая динамика лежит в основе освоения деятельности. Для ученика начальной школы чтение — действие, для студента — операция, включенная в процесс подготовка к экзамену. Для начинающего водителя переключение передач — действие, требующее внимания и осмысления. Для опытного водителя — оно уже как бы и не существует, даже может стать функцией автомобиля. Наиболее яркий отличительный признак действий и операций — осознаваемость —неосознаваемость, и то он включается далеко не всегда. Уровень операций заполнен автоматизированными неосознаваемыми действиями.

Существуют парные зависимости: понятие мотива соотносится с понятием деятельности, понятие цели — с понятием действия.

Выделение целей и формирование подчиненных им действий приводит к тому, что происходит как бы расщепление между функциями, слитыми в мотиве. При этом деятельность не является аддитивным процессом, значит действия — это не некие «отдельности», это звенья одной цепи, заданные единой целью. Итак, в общем потоке деятельности, которая образует человеческую жизнь, с разной степенью отчетливости, но всегда выделяется следующая цепочка составляющих: Потребность — Мотив — Цель — Задача — Условия — Действие — Операция. Эти компоненты и образуют макроструктуру человеческой деятельности. Они связаны внутренними отношениями, за которыми скрываются преобразования, возникающие в ходе развития деятельности, в ее движении. Представленные компоненты можно объединить в некие уровни. Первый уровень — содержательный — составляют потребности, мотивы, цели, задачи. Второй — собственно структурный — составляют действия и операции. Третий — динамический — составляют взаимно переходы компонентов деятельности: мотивов — в цели, целей — в задачи, действий — в операции. В отдельных случаях деятельность «вызревает» не сразу на всех ее уровнях. Может быть осознано ее содержательное наполнение, а структурное — смутно представляемо. В таких случаях человек знает, что он хочет, но не знает, как он этого достигнет. Или же он приступает к выполнению действий, не осознавая четко конечного желаемого результата. Качественное выполнение деятельности предполагает высокий уровень осмысления всех ее компонентов.

Н.А. Бернштейном определил четвертый уровень — психофизиологических функций (физиологическое обеспечение психических процессов и действий — сенсорное, мнемическое, моторное). Психофизиологические функции одновременно выступают и как предпосылки, и как средства деятельности. Н.А. Бернштейном открыт принцип активности, который заключается в утверждении определяющей роли внутренней программы в актах жизнедеятельности организма. Он противопоставляется принципу реактивности, согласно которому действия определяются внешними стимулами. Данный принцип обосновывает доминирование сознательной, целеположенной активности человека, реализуемой в регулируемых действиях. Между тем человеком осуществляются и реактивные, нерегулируемые сознанием действия, называемые импульсивными. Импульсивные действия обнаруживают тип нервно-психической деятельности человека, степень сознательного управления своим поведением. Как правило, по мере взросления, представленность импульсивных действий уменьшается.

Страницы: 1 2 

Также по теме:

Провоцирование ситуативного поведения
Эффект соотнесения с контекстом. «…люди более мотивированы избежать известных потерь, чем добиться эквивалентного этим потерям выигрыша» (24). Итак, если есть ситуация, где человеку приходиться выбирать делать ли ему что-то или нет, то ...

Характеристика рассеянности
Этим словом обозначается определенный недостаток внимания, часто дающий себя знать при обучении в школе. Различают два вида рассеянности. Первый вид рассеянности – это непреднамеренная, непроизвольная отвлекаемость от основной деятельнос ...

Постановка проблемы мотивации в психологии
В отечественной психологии существуют различные подходы к исследованию личности. Однако, несмотря на различия в трактовках личности, во всех подходах в качестве ее ведущей характеристики выделяется направленность. Существуют разные опреде ...