Гуманизация личностного развития как путь к самореализации
Социокультурные изменения, происходящие в современной России, позволили попасть в фокус научного познания явлениям личностно-индивидуального порядка. В ряду таких явлений – феномен духовности, гуманистичности личности, который привлекает внимание к субъективному, ценностно-смысловому аспекту деятельности, тесно связанному с проблемой самореализации личности. Духовность представляет собой интеграцию многих смыслообразующих ценностей личности, обусловливающих нравственное поведение и реализацию творческих способностей.
Духовность личности и ее самореализация являются диалектически обусловленными категориями, находящими свое воплощение в процессе поиска, обретения и осуществления личностью своих основных жизненных потребностей в самоактуализации и самоутверждении. Духовность личности может рассматриваться как основополагающий фактор возможности осуществления личностью реализации себя, своих способностей и потенций в различных формах социальной активности. Гуманизация личностного развития, по сути, отражает уровень духовности, уровень развития у индивида представлений о целях и смыслах собственного существования, и признания им гуманистических ценностей вообще.
Тема личностной самореализации коррелирует с проблематикой формирования гуманизации личности, поскольку существующее между ними диалектическое единство находит свое проявление в процессе осознания человеком необходимости стремления к высшему уровню своей целостности, устранения органичности собственного бытия, которое субъективно переживается как процесс единения со своим высшим «Я», другими «Я», Вселенной. Важными аспектами процесса личностной самореализации выступают как внутренний, так и внешний аспекты индивидуального бытия человека. Внутренний аспект личности (для себя бытие) связан с целостностью внутренней структуры, которое нашло выражение в понятии «самость»; внешний аспект (для другого бытие) означает включенность в бытие социального и нашло отражение в понятии «индивидуальность».
Духовность, являясь интегрирующим началом, основой иерархии многих ценностных ориентаций и смысловых образований, задает вектор самореализации личности как определенной внутренне-внешней целостности. Духовность определяет не только направленность самореализации личности, но и характер личностной самореализации, которая будет зависеть от приоритетных ценностных ориентаций.
Направленность личности человека зависит от высших фундаментальных гуманистических ценностей. К числу таковых Вл. Соловьев относит Красоту, Добро, Любовь. На них опираются производные, вторичные жизненно важные ценности каждой отдельной личности с учетом индивидуального опыта и специфики внешних обстоятельств.
Без структурирования многочисленных ценностно-смысловых ориентиров человек дезорганизован в целях и направлении самореализации. И, наоборот, если ценностные ориентации имеют определенную структуру, подчиняясь высшим духовным ценностям, то это позволяет личности в достаточной мере осознать и реализовать свои личные притязания. Четкая иерархия ценностей дает возможность сконструировать свой внутренний мир, выработать текущие и перспективные планы, жизненные программы и проекты. Так как сущность человека находит свое воплощение в действии, то деятельность во внешний мир возможна тогда, когда человек выступает как субъект, отличающийся своей самостью, т.е. осознанностью ценностных ориентиров, возможностей, учитывая установки, приоритеты и способы их реализации.
Поднимая вопрос о возможностях личностной самореализации в контексте формирования духовности, следует коснуться деятельностного подхода. В деятельностном подходе изложена теория интериоризации. Интериоризация (от фр. interiorisation- внутренний) – процесс перехода структуры (схемы, формы, образы) практического действия в план сознания. Понятие «интериоризация» означает перенос общественного в индивидуальное. Теория интериоризации заключается в том, что процесс «овнутренивания» схемы практики протекает по законам формирования динамического стереотипа: чем чаще повторяется практическое действие, тем устойчивее становится его психический аналог, т.е. мысль. Следовательно, мышление, создание образов, структурных схем есть интериоризированная практика.
Также по теме:
Психологическая
структура готовности поступления в ВУЗ
Психологическая готовность является психическим состоянием, которое характеризуется мобилизацией ресурсов субъекта труда на оперативное или долгосрочное выполнение конкретной деятельности или трудовой задачи.
Динамическая структура состо ...
Социальная принадлежность индивидуума
Адлеровское целостное видение природы человека было всеобъемлющим. Он понимал человека не только как целостную систему взаимосвязей, взятую в отдельности, но также как интегральную составную часть больших систем — семьи сообщества: " ...
Особенности игровой зависимости несовершеннолетних
Компьютеромания - это уже непреложный факт существования зависимости от компьютера, компьютерных игр. Страдает не только психическое здоровье, потому что развивается зависимость, пристрастие, уход от действительности, перегрузка, выражаяс ...
Разделы