Гуманизация личностного развития как путь к самореализации

Статьи по психологии » Гуманизация личностно-профессионального развития персонала » Гуманизация личностного развития как путь к самореализации

Страница 2

Практически одновременно с традиционным вариантом теории интериоризации начинает развиваться ее другое направление – концепция формирования зрительного образа. Большой вклад в ее разработку внесли отечественные психологи Н.Ю. Вергилес, Ю.Б. Гиппенрейтер, А.В. Запорожец. Согласно этой теории, структура зрительного образа строится в результате «ощупывания» глазом предмета, «скольжением» взгляда по границам вещи. Таким образом, зрительный образ выступает результатом интериоризации перцептивного действия.

Э.В. Ильенков, экстраполируя результаты экспериментов со зрительными образами, получил оригинальную концепцию идеального, которая легла в основу его теории личности. Согласно Э.В. Ильенкову, в социокультурной среде функционируют некие организующие начала – формы-образцы, по которым строится человеческая деятельность, например, проведение заседания или строительство дома. Форма осуществления любой человеческой деятельности существует объективно, но имеет идеальную природу в силу своей виртуальности. Идеально или духовно окрашенной может быть любая деятельность, не сводящаяся к ее конкретным составляющим, и, следовательно, она может быть реализована вне зависимости от заданного места или предполагаемых участников.

По мнению Э.В. Ильенкова, процесс овладения объективно существующими формами человеческой деятельности для индивида может заключаться в способе организации усвоения идеальных образцов существующих действий. Таким образом, постижение различных форм деятельности может осуществляться в субъективном виртуальном пространстве личности. Данный подход может применяться при формировании духовности личности, идеальная природа которой представлена как «формы-образцы», существующие в коллективном сознании, а также в архетипах коллективного бессознательного, и транслируемые в индивидуальное сознание человека. «Формы-образцы», предусматривающие организацию человеческого поведения и деятельности, представлены в «действенности», которая, по выражению А. Камю, в любые времена человеческой истории связана с тем, что социум вменяет человеку реальность коллективной веры и заставляет считаться с ней. Так, люди оценивают себя, организуют свою деятельность, следуя ожиданиям, нормам, предписываемыми им их социальным окружением.

Таким образом, имманентно присущая человеку способность свободного и творческого создания истории своей жизни заключает в себе возможность реализовывать многообразные формы деятельности, предпочтительные образцы которой воплощены в ценностных духовных категориях социокультурного пространства личности.

Смысл формирования гуманистичности личности с позиций изложенного подхода заключается в том, что фиксирование в индивидуальном сознании духовно окрашенных «форм-образцов» различных видов деятельности служит основой личностной самореализации, определяя ее содержание и направленность. Чтобы внутренние представления, совокупность духовных категорий нашли свое отражение в практической деятельности, необходимы инновационные технологии, позволяющие освоить новые способы видения действительности, переосмысление и изменение восприятия и оценки человеком мира, открытия новых образцов взаимодействия с окружающей средой.

Органическая связь внутреннего и внешнего, их взаимопереход обеспечит действительную самореализацию личности, содержательную обоснованность процесса интерперсонального развития личности и общественно-исторического процесса в целом. Проявление сформированности духовности личности выражается в двух аспектах личностной самореализации: во-первых, в самоактуализации (стремление обнаружить и проявить свои ценностные устремления, способности, притязания), во-вторых, в самоутверждении (стремление выделиться и заявить о себе, добиться признания).

Профессиональная деятельность является значительным, хотя и не единственным, способом самоактуализации. И именно в профессиональной деятельности особо важна гуманистическая направленность личностного развития, что поможет предотвратить нездоровый карьеризм и бессмысленную гонку за мнимыми ценностями.

Страницы: 1 2 

Также по теме:

Психология стресса
Развивается стресс обычно таким образом: стрессор- накопления –реакция. В промежутке между стрессором и ответом организма развертываются определенные процессы, опосредованные прежним опытом ответов на стрессовые ситуации. И интенсивность ...

Тенденции новой психологии
В настоящее время в связи с изменением "социального статуса психологии" и закономерным повышением интереса к ее исследовательским – теоретическим и практическим - продуктам возникает необходимость рефлексии тех научных (или кваз ...

Социальная ситуация развития детей, воспитывающихся вне семьи
«Беспредельная потребность в любви» — это, по мнению Л. Толстого, отличительная черта детей, и нетрудно представить, к каким страданиям и переживаниям может привести ребенка отсутствие этой любви либо односторонняя и патологическая любовь ...