Научно-методологические подходы к изучению общения

Страница 6

Зависимость адекватного восприятия информации связана с наличием или отсутствием коммуникативных барьеров в общении.

Коммуникативный барьер – это психологическое препятствие на пути адекватной передачи информации между партнерами по общению.

В случае возникновения барьера информация искажается или теряет первоначальный смысл, или же вообще не поступает к реципиенту.

Можно говорить о существовании барьеров непонимания, социально-культурных различий и барьеров отношения.

I. Барьеры непонимания. Есть несколько причин их возникновения.

1. Из-за погрешностей в самом канале передачи информации – фонетическое непонимание. Оно возникает:

а) когда участники общения говорят на различных языках и диалектах;

б) имеют существенные дефекты речи и дикции;

в) искажают грамматический строй речи;

г) невыразительная быстрая речь-скороговорка;

д) речь с большим количеством слов-паразитов.

Пример: дети, создающие свой язык, малопонятный взрослому.

2. Семантический барьер непонимания – различия в системах значений (тезаурусах) участников общения (жаргон, сленг).

(Термин "тезаурус" – обозначает общую систему значений, принимаемых всеми членами группы).

Даже в рамках одной и той же культуры есть множество микро-культур, каждая из которых имеет свое "поле значений", характеризуется своим специфическим пониманием различных понятий, явлений или выражений. По-разному понимается смысл ценностей (красота, приличие, справедливость, долг и т.п.) в разных микро-культурах.

Каждая среда имеет свой мини-язык общения – воровской сленг, подростковый, студенческий и т.п. Все это может затруднять процесс общения, создавая семантический барьер.

Отсюда: важно уметь усваивать чужие семантические системы, чтобы говорить с людьми на "их языке", не провоцируя собственной специфической речью возникновения семантических барьеров.

3. Стилистический барьер непонимания – возникает:

а) при несоответствии стиля речи коммуникатора и ситуации общения;

б) стиля речи и актуального психического состояния реципиента. Нельзя принять критическое замечание, если оно высказано в несоответствующей ситуации панибратской манере.

4. Логический барьер непонимания – когда логика рассуждений коммуникатора или слишком сложна для восприятия реципиента, или кажется ему неверной.

В психологическом плане можно говорить о наличии множества логик и логических систем доказательств: мужская – женская – детская и др.

II. Барьеры, связанные с социально-культурными различиями. Они могут быть

а) социальные,

б) религиозные,

в) профессиональные.

Эти различия могут приводить к разной интерпретации тех или иных понятий, употребляемых в процессе коммуникации.

В качестве барьера может выступать и само восприятие партнера по общению как лица определенной профессии, национальности, возраста.

Например, наибольшее значение для возникновения барьера играет авторитетность коммуникатора в глазах реципиента. Чем выше авторитет, тем меньше преград на пути усвоения предполагаемой информации. Само нежелание прислушиваться к мнению того или иного человека часто объясняется его низкой авторитетностью ("яйца курицу не учат").

III. Барьеры отношения – чисто психологический феномен, возникающий в процессе общения коммуникатора и реципиента. Речь идет о возникновении чувства неприязни, недоверия к самому коммуникатору, которое переносится и на передаваемую им информацию.

Интерактивная функция общения связана с выработкой стратегии, тактики и техники взаимодействия людей, организацией их совместной деятельности для достижения определённых целей. Специфика интеракции в том, что она фиксирует не только обмен информации, но и, главное, организацию совместных действий, а следовательно, вырабатывает их формы и нормы.

Перцептивная функция общения объясняет восприятие и понимание другого человека самого себя, установление на этой основе взаимопонимания и взаимодействия. В акте общения включаются и работают все психические процессы. С их помощью воспринимаются и оцениваются индивидуальные особенности психики и поведения человека.

В процессе межличностной перцепции мы, по славам С. Л. Рубинштейна, как бы «читаем» мысли другого человека. Это с одной стороны. С другой – чем более полно раскрывается другой человек, тем более полно становится представление о самом себе. В ходе познания другого человека одновременно осуществляется несколько процессов: и эмоциональная оценка этого другого, и попытка понять строй его поступков, и основанная на этом стратегия собственного поведения.

Стороны общения получают собственную функциональную нагрузку и рассматриваются как реализующие разные функции общения. Так, согласно А. А. Брудному, в коммуникации (общении) могут быть выделены три начальные функции:

1. Активационная – побуждение к действию;

2. Интердиктивная – запрещение, торможения («нельзя-можно»);

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Также по теме:

Цель, задачи и методы исследования
Цель: выявить и обобщить основные психологические особенности старшеклассников билингвистов. Эксперимент проводился в Белорецком педагогическом колледже. В нем приняло участие 18 студентов изучающих французский и английский языки. Исход ...

Шкала scl-90 r
Методика SCL-90 создана Дегоралисом в 1974 году на основе Hopkins Symptom Checklist (HSCL) - методики, ведущей свою историю от Cornel Medical Index (Wider, 1948), которая в свою очередь, опиралась на "Шкалу дискомфорта", разрабо ...

Податливость внушению и легковерие толпы
Мы уже говорили, описывая толпу, что одним из ее общих свойств является необыкновенная податливость внушению. Мы указывали, что во всякой человеческой агломерации внушение становится заразительным, и этим объясняется быстрое ориентировани ...