Научно-методологические подходы к изучению общения

Страница 1

Рассматривая образ жизни различных высших животных и человека, мы замечаем, что в нем выделяются две стороны: контакты с природой и контакты с живыми существами. Первый тип контактов называется деятельностью. Второй тип контактов характеризуется тем, что взаимодействующими друг с другом сторонами являются живые существа, организм с организмом, обменивающиеся информацией. Этот тип внутривидовых и межвидовых контактов называется общением.

Необходимость общения людей обусловлена: во-первых, обязанностью совместного участия в деятельности, овладение своей специальностью, усвоения норм поведения в коллективах; во-вторых, целями личности в приобретении социального опыта, приобщении к культурным ценностям; в-третьих, потребностью человека в удовлетворении контактных потребностей.

Общение – одно из важнейших понятий в психологии. Вне его нельзя понять и проанализировать процесс развития человека как личности, нельзя проследить закономерности всего общественного развития.

Общение – одна из форм взаимодействия людей в процессе их деятельности. Общение – неотъемлемая часть социального бытия людей, средство формирования и функционирования их сознания. С помощью общения происходит организация целесообразного взаимодействия людей в ходе совместной деятельности, передача опыта, трудовых и бытовых навыков, появление и удовлетворение духовных потребностей.

В процессе общения людей выявляется сходство и совпадение их интересов, представлений и вырабатывается систематизированное мировоззрение – идеология.

Общение – важнейшая предпосылка и условие существования не только отдельных индивидов или небольшой группы людей, но и больших социальных общностей вплоть до целых народов, наций и государств. Это объясняется, прежде всего, функцией информативности, которая присуща процессу взаимодействия людей.

Общение – это своего рода социальная потребность человека как разумного существа, как носителя сознания.

Общение свойственно всем живым существам, но на уровне человека оно приобретает самые совершенные формы, становится осознанным и опосредованным речью.

В общении выделяются следующие аспекты: содержание, цель и средства. Содержание – это информация, которая в межиндивидуальных контактах передаётся от одного живого существа к другому. У человека содержание общения значительно шире, чем у животных. Люди обмениваются друг с другом информацией, представляющей знания о мире, богатый, прижизненно приобретённый опыт, знания, способности, умения и навыки. Человеческое общение многопредметно, оно самое разнообразное по своему внутреннему содержанию. Содержанием общения могут быть сведения о внутреннем мотивационном или эмоциональном состоянии человека и таким образом эта информация служит средством межличностной настройки. Содержанием общения может стать информация о состоянии внешней среды, передаваемая от одного живого существа к другому, например, сигналы об опасности или о присутствии пищи. У человека содержание общения шире, чем у животных Люди обмениваются друг с другом информацией, представляющей знания о мире, приобретенный опыт, способности, умения, навыки. Общение человека многопредметно, оно разнообразно по своему содержанию.

Содержательная сторона общения может быть представлена как совокупность следующих составляющих:

· Материальное общение – люди обмениваются предметами и продуктами деятельности, которые служат средством удовлетворения их потребностей и условием их индивидуального развития.

· Когнитивное общение – происходит обмен знаниями, навыками, умениями, что способствует интеллектуальному развитию и формированию научного мировоззрения.

· Кондиционное общение – это взаимовлияние людей, рассчитанное на то, чтобы привести друг друга в определённое физическое или психологическое состояние. Такое общение создаёт состояние психологической готовности к обучению, формулирует установки для оптимизации других видов общения и тем самым способствует интеллектуальному и личностному развитию человека.

· Мотивационное общение – передача друг другу побуждений, установок, готовности к действиям в определённом направлении, что приводит к формированию установок к действиям.

· Деятельностное общение – связано с различными видами трудовой, познавательной или учебной деятельности и служит способом передачи информации, расширяет кругозор, развивает способности человека. [7, 93]

Цель общения – это то, ради чего у человека возникает данный вид активности, а именно: обучение и воспитание, согласование действий в совместной деятельности, установление взаимоотношений и другое. Цель человеческого общения – удовлетворение не только биологических потребностей, как у животных, но и многих других: социальных, культурных, познавательных, творческих, потребностей интеллектуального роста, нравственного и профессионального развития и др.

У человека количество целей увеличивается. В них, кроме перечисленных выше, включается передача и получение знаний о мире, обучение и воспитание, согласование разумных действий людей в их совместной деятельности, установление и прояснение личных и деловых взаимоотношений и др. Если у животных цели общения обычно не выходят за рамки удовлетворения актуальных для них биологических потребностей, то у человека они представляют собой средство удовлетворения многих разнообразных потребностей: социальных, культурных, познавательных, творческих, эстетических, интеллектуальных и др.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Также по теме:

Методы и методики исследования.
Исследование силы нервной системы испытуемых производится с помощью теппинг – теста см. Приложение 1. Для изучения уровня нервно-психической устойчивости испытуемых нами использована методика «Оценка нервно-психической устойчивости (НПУ) ...

Слуховое восприятие и образование звуков у младенцев
Младенец связан со своими родителями через аудиофоническую систему коммуникации. Аппарат образования звуков играет важную роль в выражении эмоций. Наряду со специфическими звуками, которые издает младенец во время приема пищи, во время пр ...

Индивидуальные особенности мнестической деятельности
Процессы памяти у разных людей протекают неодинаково. В настоящее время принято выделять две основные группы индивидуальных различий в памяти: в первую группу входят различия в продуктивности заучивания, во вторую — различия так называемы ...