Изучение коммуникативных свойств личности в психологии

Статьи по психологии » Изучение коммуникативных свойств личности в психологии

Страница 6

Благодаря трудам Б.Г. Ананьева, А.Г. Ковалева, А.Н. Леонтьева, В.Н. Мясищева, Б.М. Теплова, СЛ. Рубинштейна был определен контекст научного подхода к проблеме способностей: обязательное рассмотрение ее в связи с деятельностью.

Анализ литературных данных в отечественной и зарубежной психологии показал, что понятие "коммуникативные способности" не является общепринятым. Как отечественные, так и зарубежные психологи чаще используют термин "коммуникативная компетентность". Современный подход к проблеме развития и совершенствования коммуникативной компетентности состоит в том, что обучение рассматривается как саморазвитие и самосовершенствование на основе собственных действий . Причем, под коммуникативной компетентностью понимается способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми В состав компетентности включают некоторую совокупность знаний и умений, обеспечивающих эффективное протекание коммуникативного процесса. Коммуникативная компетентность рассматривается авторами как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективного коммуникативного действия в определенном круге ситуаций межличностного взаимодействия.

Понятие "коммуникативных способностей" определяли несколько иначе. По мнению Г.С Васильева , коммуникативными способностями является та часть структуры личности, которая отвечает требованиям коммуникативной деятельности и обеспечивает ее успешное осуществление. В связи с этим Н.В. Кузьмин и К.К. Платонов считали, что структура коммуникативных способностей является своеобразным отражением структуры деятельности и имеет три подструктуры: - гностические способности, т.е. способности понимать других;

- экспрессивные способности, т.е. способности быть понятым другими, способность к самовыражению;

- интеракционные способности, т.е. способности адекватно влиять на других.

На базе этого Н.И. Карасева выделила в структуре коммуникативных способностей следующие компоненты:

1) способность к оптимитизации межличностных отношений в группе;

2) способность к достижению целей;

3) социоперцептивные способности, т.е. совокупность индивидуально-психологических особенностей личности, необходимых для успешного восприятия, понимания и оценивания других людей;

4) "техника общения", т.е. тактические умения общаться;

5) некоторые межличностные предпосылки коммуникативной деятельности.

Наряду с коммуникативными способностями в отечественной психологии широко исследовались и коммуникативно-речевые способности.

Онтогенезом речеязыковой способности занималась М.И. Лисина. Она отмечала, что эта способность развивается в процессе общения ребенка с взрослыми и сверстниками.

Исследование же процесса развития коммуникативно-речевых способностей у детей старшего дошкольного возраста позволили Т.А. Пироженко доказать возможность целенаправленного их формирования в детском саду.

Анализ проблемы развития коммуникативно-речевых способностей позволяет определить эту способность как комплекс индивидуальных психологических и психофизиологических особенностей, которые обеспечивают человеку быстрое и качественное усвоение и применение средств коммуникации для успешного взаимодействия с партнерами по общению . Коммуникативно-речевая способность является интегральным личностным образованием психики индивида как субъекта общения. Сущность этой способности проявляется в развитии произвольных коммуникативных характеристик. Ведущим условием развития обозначенной способности является установление субъект-субъектных отношений ребенка с окружающими взрослыми и детьми.

Особенно широко изучались коммуникативно-речевые способности в связи с профессиональной деятельностью педагога. На необходимость целенаправленного формирования этих способностей у будущих педагогов указывали В.А. Кан-Калик и А.Б. Добрович и др.

Помимо коммуникативных способностей, коммуникативной компетентности довольно часто в психологии можно встретить и такие понятия, как "коммуникативные умения", "навыки общения". Так, А.Н. Леонтьев дал развернутую характеристику коммуникативных умений:

владеть социальной перцепцией или чтением по лицу; понимать, а не только видеть, т.е. адекватно моделировать личность человека, его психическое состояние и т.п. по внешним признакам; умение "подавать себя" в общении.

В. Леви и В.А. Кан-Калик ко всему прочему добавляли, что особое внимание следует обратить на развитие способности вступать в контакт, организовывать сотрудничество во время общения.

За рубежом к коммуникативным умениям чаще всего относили следующие компоненты: описание поведения, коммуникация чувств, активное слушание, обратная связь.

Описание поведения включает в себя способность высказываться в описательном ключе и умение наблюдать и сообщать о своих наблюдениях, не давая оценок.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Также по теме:

Память. Понятие и значение памяти
Память происходит от греческого «мнить, мнети » - способность помнить, не забывать прошлого; свойство души хранить, помнить сознание о былом. Хранилище памяти - головной мозг. Мозг помнит всю жизнь по секундам, но выдает только то, что не ...

Атрибуты и значение психологических игр
Игра создает новую модель мира, приемлемую для ее участников. В рамках этой модели задается новая воображаемая ситуация, изменяются семантические смыслы предметов и действий, часто спрессовывается время, до краев наполняясь интеллектуальн ...

Опытно-экспериментальная часть
Для проведения исследования мы определили нижеописанные методики, разработанные В. Богомоловым. Мы провели параллельный эксперимент, который продолжался с января 2005 года по февраль 2006 года. Базой исследования выбрали 5 семей с разным ...