Изучение коммуникативных свойств личности в психологии

Статьи по психологии » Изучение коммуникативных свойств личности в психологии

Страница 6

Благодаря трудам Б.Г. Ананьева, А.Г. Ковалева, А.Н. Леонтьева, В.Н. Мясищева, Б.М. Теплова, СЛ. Рубинштейна был определен контекст научного подхода к проблеме способностей: обязательное рассмотрение ее в связи с деятельностью.

Анализ литературных данных в отечественной и зарубежной психологии показал, что понятие "коммуникативные способности" не является общепринятым. Как отечественные, так и зарубежные психологи чаще используют термин "коммуникативная компетентность". Современный подход к проблеме развития и совершенствования коммуникативной компетентности состоит в том, что обучение рассматривается как саморазвитие и самосовершенствование на основе собственных действий . Причем, под коммуникативной компетентностью понимается способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми В состав компетентности включают некоторую совокупность знаний и умений, обеспечивающих эффективное протекание коммуникативного процесса. Коммуникативная компетентность рассматривается авторами как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективного коммуникативного действия в определенном круге ситуаций межличностного взаимодействия.

Понятие "коммуникативных способностей" определяли несколько иначе. По мнению Г.С Васильева , коммуникативными способностями является та часть структуры личности, которая отвечает требованиям коммуникативной деятельности и обеспечивает ее успешное осуществление. В связи с этим Н.В. Кузьмин и К.К. Платонов считали, что структура коммуникативных способностей является своеобразным отражением структуры деятельности и имеет три подструктуры: - гностические способности, т.е. способности понимать других;

- экспрессивные способности, т.е. способности быть понятым другими, способность к самовыражению;

- интеракционные способности, т.е. способности адекватно влиять на других.

На базе этого Н.И. Карасева выделила в структуре коммуникативных способностей следующие компоненты:

1) способность к оптимитизации межличностных отношений в группе;

2) способность к достижению целей;

3) социоперцептивные способности, т.е. совокупность индивидуально-психологических особенностей личности, необходимых для успешного восприятия, понимания и оценивания других людей;

4) "техника общения", т.е. тактические умения общаться;

5) некоторые межличностные предпосылки коммуникативной деятельности.

Наряду с коммуникативными способностями в отечественной психологии широко исследовались и коммуникативно-речевые способности.

Онтогенезом речеязыковой способности занималась М.И. Лисина. Она отмечала, что эта способность развивается в процессе общения ребенка с взрослыми и сверстниками.

Исследование же процесса развития коммуникативно-речевых способностей у детей старшего дошкольного возраста позволили Т.А. Пироженко доказать возможность целенаправленного их формирования в детском саду.

Анализ проблемы развития коммуникативно-речевых способностей позволяет определить эту способность как комплекс индивидуальных психологических и психофизиологических особенностей, которые обеспечивают человеку быстрое и качественное усвоение и применение средств коммуникации для успешного взаимодействия с партнерами по общению . Коммуникативно-речевая способность является интегральным личностным образованием психики индивида как субъекта общения. Сущность этой способности проявляется в развитии произвольных коммуникативных характеристик. Ведущим условием развития обозначенной способности является установление субъект-субъектных отношений ребенка с окружающими взрослыми и детьми.

Особенно широко изучались коммуникативно-речевые способности в связи с профессиональной деятельностью педагога. На необходимость целенаправленного формирования этих способностей у будущих педагогов указывали В.А. Кан-Калик и А.Б. Добрович и др.

Помимо коммуникативных способностей, коммуникативной компетентности довольно часто в психологии можно встретить и такие понятия, как "коммуникативные умения", "навыки общения". Так, А.Н. Леонтьев дал развернутую характеристику коммуникативных умений:

владеть социальной перцепцией или чтением по лицу; понимать, а не только видеть, т.е. адекватно моделировать личность человека, его психическое состояние и т.п. по внешним признакам; умение "подавать себя" в общении.

В. Леви и В.А. Кан-Калик ко всему прочему добавляли, что особое внимание следует обратить на развитие способности вступать в контакт, организовывать сотрудничество во время общения.

За рубежом к коммуникативным умениям чаще всего относили следующие компоненты: описание поведения, коммуникация чувств, активное слушание, обратная связь.

Описание поведения включает в себя способность высказываться в описательном ключе и умение наблюдать и сообщать о своих наблюдениях, не давая оценок.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Также по теме:

Иррадиация
Явление иррадиации заключается в том, что светлые предметы на темном фоне кажутся увеличенными против своих настоящих размеров и как бы захватывают часть темного фона. Это явление известно с очень давних времен. Еще Витрувий (I в. до н. э ...

Характеристика жизненных перспектив в период взрослости
Каждый человек в определенный момент своей жизни задумывается над тем, что есть жизнь и в чем ее смысл. Для большинства людей этот вопрос связан, прежде всего, со способом существования: как прожить жизнь счастливо, достойно, красиво, рад ...

Виды психологических игр
Психологические игры являются одной из форм снятия внутрипсихического напряжения. Понятие психологической игры было введено Э. Берном как одна из шести основных форм структурирования времени: деятельность -ритуал -игра -времяпрепровожден ...