Изучение коммуникативных свойств личности в психологии

Статьи по психологии » Изучение коммуникативных свойств личности в психологии

Страница 3

В рамках аналитического подхода исследуются в основном отдельные стороны или грани общительности. На наш взгляд можно выделить три направления в рамках этого подхода.

1.Исследование мотивационных характеристик общительности, т.е. стремления и внутренние побуждения .

Так М. Аргайл выделил основные мотивы, определяющие направленность личности в общении:

A. Несоциальные потребности, опосредованные социальным поведе- нием.

Б. Потребность в зависимости. В основном эта потребность проявляется в детстве.

B. Потребность в аффилиации, в духовном или чувственном контакте с другими людьми.

Г. Потребность в доминировании, включающая в себя потребность во власти и определенном уровне признания.

Д. Сексуальная потребность, как выражение потребности в аффилиации и направленная на лицо противоположного пола.

Е. Потребность в агрессии, определяемая аффективными, эмоциональными факторами.

Ж. Потребность в самопознании и самоутверждении.

Отечественные исследователи добавляют к вышеперечисленным потребностям, потребность в достижении результата и "альтруистические" социальные мотивы, а также познавательные потребности. При таком перечне мы получаем более полную картину связи общительности и мотивационной стороны личности.

2. Исследование взаимосвязи общительности и темперамента. При взаимосвязи с темпераментом в содержание общительности включались в основном психодинамические характеристики общительности .

Так И.П. Павлов показал, что в стиле поведения, в стиле общительности могут проявляться черты, связанные с типом высшей нервной деятельности и темпераментом.

Данные А.И. Ильиной позволили разграничить понятие "общение" и "общительность". Существенной характеристикой общительности, как устойчивой черты индивида, является тесная связь ее со свойствами нервной системы и темпераментом. В своих исследованиях она показала, что связь динамических качеств общительности со скоростными проявлениями темперамента чаще наблюдалось в разнообразных, изменяющихся условиях.

Т.Г. Якушева, И.В. Страхов и Г. Айзенк также сопоставляют общительность с темпераментом и типом ВНД.

Некоторые характеристики общительности изучались в рамках параметра экстраверсии-интроверсии -

Г. Айзенк утверждал, что в основе наблюдаемых схем экстравертно-интровертного поведения лежат особенности центральной нервной деятельности .

3. Изучение результативной стороны общительности как свойства личности. Ими рассматривается роль общительности в обеспечении успешности различных видов деятельности.

За рубежом в рамках этого подхода изучали намерения и влечения, которые побуждают к общительности , внешние формы общительности , роль общительности в обеспечении успешности деятельности .

В рамках поликомпонентного подхода изучается сразу несколько граней общительности.

Так, А.И. Крупнов и А.Е. Олынанникова сопоставляют динамические и эмоциональные признаки общительности. Согласно их представлениям в структуре темперамента выделяются два основных компонента: общая психическая активность и эмоциональность. Одним из видов психической активности в социальном плане является общение.

Л.В. Жемчугова нашла соотношение между динамическими, эмоциональными и мотивационными признаками. По ее представлениям, динамические характеристики общительности в раннем и позднем юношеском возрасте является важной предпосылкой, обеспечивающей уровень общественной активности учащихся. В своем исследовании она доказала, что большее влияние на уровень общественной активности оказывают признаки экстраверсии-интроверсии.

О.П. Санникова и И.М. Юсупов также проследили связь общительности и эмоциональности. Общительность как социально-психологическое качество имеет свою эмоциональную сторону. Так, И.М. Юсупов отмечал, что партнеры по общению практически "говорят" друг другу о своем эмоциональном состоянии, сами часто этого не сознавая. Эмоциональный обмен информацией возникает как результат потребности в выражении чувств, а также как проявление ожиданий почувствовать эмоциональное состояние партнера по общению.

Системный подход предусматривал единство различных сторон общительности.

Еще Б.Г. Ананьев отмечал, что общительность включает в себя отношения человека к другим людям, мотивы, способности и результат общения. Структура общительности многослойна и ее следует рассматривать, как считают В.А. Кан-Калик и Л. Ханин в единстве трех компонентов: потребности в общении со стороны личности, высокого эмоционального тонуса на всем временном отрезке и стабильных коммуникативных навыков и умений.

Итак, как мы проследили, все выше перечисленные исследователи отмечали, что общительность является необходимым свойством личности, гарантирующим успешность общения.

Наряду с общительностью широко исследовалась и эмпатия. Понятие эмпатии впервые появляется в начале двадцатого века. Образовалось это слово от немецкого Einfuhlung . Впервые это понятие, по данным В.Г. Ромека , употребляется в трудах Т. Lipps при изучении проблемы познания человека человеком. В его понимании, эмпатия - это произвольный процесс идентификации с объектом с последующим репродуцированием эмоций в себе. Позже американские ученые стали трактовать эмпатию как способность к рефлексии .

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Также по теме:

Девиантное поведение
Девиантное (отклоняющееся) поведение (от позднелат. deviatio - отклонение) в специальной литературе трактуется в двух значениях: во-первых, как проступок, деятельность человека, не соответствующая официально установленным или фактически с ...

Организация и организационное поведение
Поведение индивидов в значительной мере определяется целью и задачами, которые ставит перед собой организация. Поэтому, на мой взгляд, необходимо уделить некоторое внимание понятию «организация» и ее особенностям, влияющим на поведение ра ...

Конгруэнтность и неконгруэнтность
Конгруэнтность определяется как степень соответствия между сообщаемым, испытываемым и наличным для опыта. Она описывает различия между опытом и сознаванием. Высокая степень конгруэнтности означает, что сообщение (то, что вы выражаете), оп ...