Понятие внимания, подходы к его исследованию

Статьи по психологии » Изучение внимания детей младшего школьного возраста » Понятие внимания, подходы к его исследованию

Страница 1

Внимание – это направленность и сосредоточенность сознания в данный момент времени на каком-то реальном или идеальном объекте. Внимание помогает лучше осознать себя, свои мысли и переживания, так как его целью является улучшение деятельности всех познавательных процессов. С этим связан и тот факт, что внимание не имеет, в отличие от других познавательных процессов, своего собственного продукта.

Внимание часто, особенно в классической психологии, отождествляется с ясной, отчетливой областью сознания. Попадая в эту область, объекты нашей деятельности осознаются нами намного лучше, их изменения лучше замечаются и фиксируются, что помогает быстрее и точнее добиться нужного результата. Внимание не только переводит и удерживает объект в зоне ясного сознание, но и помогает отвлечься от ненужных в данный момент мыслей и представлений, отсеивая их и не допуская сосредоточения на посторонних (для данной деятельности) вещах. Таким образом, внимание осуществляет отбор нужной информации из того потока, который окружает человека, обеспечивает избирательность поведения, помогает сохранять постоянный контроль над деятельностью.[1]

Всякая деятельность человека требует сосредоточенности и направленности. Играет ли ребенок, учится ли ученик, мыслит ли ученый, трудится ли рабочий и колхозник – непременным условием любой деятельности является внимание. Внимание – важнейшее условие протекания всех психических процессов.

Вниманием называется направленность психической деятельности на определенные предметы или явления действительности при отвлечении от всего остального. Внимание – это выделение предмета или явления действительности из множества других, окружающих человека.

В результате происходит полное и отчетливое отражение в мозгу человека предметов, наблюдаемого явления.

Учительница ведет школьников за город, в поле и лес собирать лекарственные растения. Дети весело переговариваются, рассматривают окружающую местность, холмы и овраги, растительность, обращают внимание на пролетающих птиц, бабочек, на причудливую форму облаков, обмениваются впечатлениями. Внимание их направлено на широкий круг предметов и явлений, переходит с одного объекта на другой.

Но вот учительница напоминает детям о конкретной цели экскурсии. Круг внимания детей сужается. Они уже не отвлекаются на другие объекты, более целеустремленно осматривают цветы и травы, пытаясь отыскать среди них лекарственные растения, о которых рассказывала учительница, и изображения которых они видели в книге. «Нашел!» - вдруг кричит один из мальчиков. Все бросаются к нему и тщательно рассматривают найденное растение – его корни, стебель, листочки, цветы. Круг внимания детей еще более сузился. Направленность и сосредоточенность на определенном предмете (растении) дали сборщикам возможность изучить его и определить, что это и есть нужное растение.

Как менялась организация психической деятельности у школьников? Вначале психическая деятельность была направлена и сосредоточенна на дороге, на окружающей местности, именно их отчетливо воспринимали путешественники – все внимание было занято только восприятием этого. Но вот внимание переключилось на растительность вообще, затем – на травянистые растения и цветы.

Можно убедиться, что в явлениях внимания проявляется сосредоточенность и направленность сознания. Это выражается в том, что из множества предметов, окружающих человека, он выделяет какой-то один, а все другие не замечает, отвлекается от них. Позже могут быть выделены другие предметы, и они становятся центром внимания, отражаются в сознании ясно и отчетливо. В этом выражается избирательный характер внимания. Иначе говоря, внимание выражает избирательный характер психической деятельности.

Страницы: 1 2 3 4 5

Также по теме:

Развивающие игры по вниманию
Игры, приведенные в этом разделе, направлены на развитие внимания у детей. Также надо учитывать возраст ребенка: детям 3-4 лет – обычно могут заниматься 14 – 20 минут, дошкольники 5-6 лет – могут заниматься около получаса, школьники – 45. ...

Метод наблюдения
Как научный, объективный, метод наблюдения предполагает планомерное и целенаправленное фиксирование психологических фактов в естественных условиях повседневной жизни. Наблюдение как научный метод исследования не должно быть сведено к прос ...

«Какие искусства и науки соответствуют каждому дарованию в частности...»
Очень важно по мнению Уарте было выяснить каким видом дарования обладает тот или иной человек и какая наука соответствует этому виду дарования: «если человек, лишенный дарований, при­мется изучать какую-либо науку или искусство, то хотя б ...