Понятие внимания, подходы к его исследованию

Статьи по психологии » Изучение внимания детей младшего школьного возраста » Понятие внимания, подходы к его исследованию

Страница 5

Обобщение данных, полученных в разных экспериментах, показывает, что, по-видимому, мы выбираем объект внимания на основе физических (местоположение, высота голоса и т.д.) или семантических характеристик, причем семантически важные стимулы усиливают сообщение, тем самым (по закону доминанты) ослабляя другое, альтернативное. Но альтернативная информация не блокирована полностью, поэтому она способна переключить на себя внимание либо более яркими физическими характеристиками или более важными семантическими, либо совпадением с обрабатываемым сообщением.

Теории фильтров доказали, что мы можем обрабатывать в определенный момент только один стимул одной модальности. Однако в реальной жизни возникают ситуации, когда нам надо сосредоточить внимание на восприятии разных объектов или одновременно рассматривать объект и выполнять какие-то действие. Так, учащимся надо и слушать лекцию и записывать ее, выделяя наиболее важную информацию, водителю – вести машину, одновременно наблюдая за дорогой. Поэтому так важны исследования, в которых анализируется возможности людей одновременно обрабатывать стимулы разной модальности, например, реагировать на слуховой и зрительный сигнал. Оказалось, что, хотя одна из задач мешает выполнению другой, общее время выполнения двух заданий все же меньше, чем время, необходимое для поочередного их выполнения, но больше, чем при одновременном выполнении. То есть в течение какого-то времени разные задачи могут выполняться одновременно, а затем внимание сосредотачивается только на одной из них. Испытуемые могут одновременно обрабатывать разную информацию и выполнять два действия, если одно из них автоматизировано, однако человек не может одновременно систематизировать и категорировать разные стимулы. Поэтому в когнитивной психологии внимание не всегда отождествляют с сознанием, рассматривая его как процесс, с помощью которого каждая из персептивных систем распределяет свои возможности в ответ на потенциально конкурирующие требования обработки информации. [1]

Страницы: 1 2 3 4 5 

Также по теме:

Взаимодействие и общение в группе
Зарубежная психология перенесла центр тяжести при изучении малых групп на исследование особенностей межличностного общения индивидов в группах, рассматривая его в контексте симпатий и антипатий, безразличия и привязанности, которые испыты ...

Адаптация молодых специалистов
Понятие «Молодые специалисты» употребляется в узком и широком смысле. В узком смысле – юридическое понятие, при котором молодым специалистам в течение трех лет после окончания учебного заведения считаются выпускники высших и средних учебн ...

Эмоции
Виды эмоций человека и их роль в профессиональной деятельности Под эмоциями понимают, с одной стороны, своеобразное выражение субъективного отношения человека к предметам и явлениям окру­жающей действительности в форме непосредственных ...