Понятие внимания, подходы к его исследованию

Статьи по психологии » Изучение внимания детей младшего школьного возраста » Понятие внимания, подходы к его исследованию

Страница 2

Когда ученик внимателен, то создаются наилучшие условия для продуктивной учебной работы, для активного мышления на уроке. Понаблюдайте за учеником во время его работы в классе: ребенок слушает рассказ учительницы, понимает и запоминает ее объяснение, он решает задачу или пишет сочинение, и вы видите, как он сосредоточен на этой деятельности. Он рассказывает о том, что видел в лесу, и снова можно наблюдать его сосредоточенность на рассказе. Вы, очевидно, сможете сделать вывод из своих наблюдений, что все виды учебной деятельности требуют от ученика большого внимания, без внимания не может быть учения. Когда ученик внимателен, его движения аккуратны и точны, только при внимательном восприятии учебного материала образы воспринятого отличаются ясностью, мышление ученика правильно.

Наблюдая за учеником, можно заметить, как меняется выражение его лица, положение тела, направленность глаз в связи с тем, какой деятельностью он занимается. Ученик приспосабливается к лучшему выполнению требуемых действий – внимание всегда имеет внешнее выражение, проявляющееся в установке человека на определенный объект. Мы вглядываемся, вслушиваемся, стремимся охватить предмет глазами, потрогать его, стать ближе к нему, создаем наилучшие условия для восприятия раздражителей. Приспособительные движения очень целесообразны – все, что мешает быть внимательным, затормаживается, создаются условия для лучшего выполнения той деятельности, которой занят человек.

С первого года обучения учитель приучает школьника быть внимательным, тренирует детей во внешнем проявлении внимания. «Смотрите все на меня», «Сядьте, как следует» - подобные обращения целесообразны, но увлекаться особенно такой тренировкой не следует, так как отдельные ученики невольно привыкают только к внешнему выражению внимания. В этих случаях поза, сосредоточенное выражение лица ученика не соответствует действительному состоянию его внимания – мысли ученика могут быть далеко от того, что происходит в классе. Ученик симулирует внимание. Заученная поза и выражение лица школьника нередко вводят в заблуждение учителя. У такого ученика воспитывается привычка на уроке внешне выражать состояние внимания, а на самом деле он невнимателен к тому, что происходит в классе. Эта привычка мешает ученику в учебной работе.

Внимание в значительной мере определяет ход и результаты учебной работы школьника. Оно содействует быстрейшему включению ученика в познавательную деятельность, создает предварительную готовность к предстоящей работе.[2]

П. Я. Гальперин также связывал внимание с деятельностью, считая, что внимание выполняет функцию контроля над ее протеканием. При этом он подчеркивал, что связи внимания и контроля становится не только умственным, но и сокращенным. Говоря о различиях в процессе контроля при непроизвольном и произвольном внимании, Гальперин подчеркивал, что при непроизвольном внимании контролируются объекты и ситуации, которые бросаются в глаза. Поэтому контроль происходит не по заранее намеченному плану, но стихийно, а его протекание диктуется свойствами объектов, на которые он обращен. Произвольное внимание связано с планомерным контролем, наличие плана позволяет вести контроль, а вместе с тем и направлять внимание на то, на что мы хотим его направить. [1]

Страницы: 1 2 3 4 5

Также по теме:

Социальная компетентность подростков, больных шизофренией
Социальная компетентность является фактически новым понятием как для психологии вообще, так для клинической психологии в частности. Однако это проблема является актуальной и значимой на сегодняшний день. Количество людей, страдающих от пс ...

Методы влияния
На протяжении жизни каждого человека на него неоднократно оказывается психологическое влияние окружающими. Это и так называемая манипуляция (11), и способы убеждения, психологического давления. На человека влияет реклама, его убеждают род ...

Классификация толпы
Общее разделение толпы. -- Ее классификация. 1. Разнородная толпа. -- Как она образуется. -- Влияние расы. -- Душа толпы выражена тем слабее, чем сильнее душа расы. -- Душа расы отражает состояние цивилизации, душа толпы -- состояние варв ...