Виды девиантного поведения.
Девиантное поведение подразделяется на две большие категории. Во-первых, это поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья, подразумевающее наличие явной или скрытой психопатологии. Эту группу составляют следующие типы: астеники, шизоиды, эпилептоиды и лица с акцентуированным характером. Во-вторых, это поведение, нарушающее какие-то социальные и культурные нормы, особенно правовые. Оно выражается в форме проступков или преступлений. Когда такие поступки сравнительно незначительны, их называют правонарушениями, а когда серьезны и наказываются в уголовном порядке — преступлениями. Соответственно говорят о деяинквентном (противоправном) и криминальном (преступном) поведении.
На основании ключевых положений работ отечественных и зарубежных ученых следует признать целесообразность деления девиантного поведения на преступное (криминальное) и аморальное, безнравственное (не несущее за собой уголовной ответственности). Поведение, отклоняющееся от морально-нравственных норм человеческого общежития, проявляется в разных формах социальной патологии — пьянстве, наркомании, воровстве. Связь между этими видами поведения состоит в том, что совершению преступлений предшествует аморальное поведение. Как ни различны формы девиантного поведения, по утверждению И.С. Кона, они взаимосвязаны. Пьянство, употребление наркотиков, агрессивность и противоправное поведение образуют единый блок, так что вовлечение подростка в один вид девиантных действий повышает вероятность его вовлечения также и в другой. Противоправное поведение, в свою очередь, хотя и не столь жестко, связано с нарушением норм психического здоровья. До некоторой степени совпадают и способствующие девиантному поведению социальные факторы (школьные трудности, травматические жизненные события, влияние девиантной субкультуры или группы).
В отечественной и зарубежной психологии рассматриваются различные типы (разновидности) девиантного поведения, выделенные с учетом особенностей взаимодействия индивида с реальностью, механизмам возникновения поведенческих аномалий, а также особый тип девиаций, обусловленный гиперспособностями. Приводятся формы, включающие в себя клинические проявления отклонений от нормы, — делинквентное, аддиктивное, патохарактерологическое, психопатологическое, на базе застенчивости (В.Д. Менделевич).
Многие исследователи к наиболее распространенным причинам происхождения девиантных явлений относят неблагоприятную социальную ситуацию развития ребенка и комплекс его психологических, свойств (особенности темперамента, характера, личности), которые предрасполагают к девиациям. Именно это сочетание в криминальной психологии рассматривается как механизм преступного поведения (В.Ф. Пирожков ). Другим механизмом отклоняющегося поведения несовершеннолетних является деформация личности в результате нарушенных социальных отношений с взрослыми и сверстниками. X. Ремшмидт, считая регулятором поведения человека его личностные качества, отмечает, что отклоняющееся поведение подростков часто сопряжено с определенным окружением и типом ситуаций.
Конкретные причины отклоняющегося поведения несовершеннолетних:
1) стремление получить сильные впечатления;
2) заболевания ребенка;
3) повышенная возбудимость, неумение контролировать себя;
4) неблагополучная ситуация в семье;
5) стремление к самостоятельности и независимости;
6) недостаток знаний родителей о том, как справляться с трудными педагогическими ситуациями;
7) отставание в учебе;
8) пренебрежение со стороны сверстников;
9) непонимание взрослыми трудностей детей;
10) недостаточная уверенность ребенка в себе;
11) отрицательная оценка взрослыми способностей детей;
Также по теме:
Преступность и наследственность
История развития психогенетики свидетельствует о постоянном интересе к этой проблеме. Около 70 лет назад появились первые работы, в которых МЗ и ДЗ близнецы сравнивались по склонности к преступному поведению.
Хорошо заметна более высокая ...
Как помочь учителю получить знания о личности и индивидуальности шестилетнего
ребенка
В публицистической и психолого-педагогической литературе на протяжении десятилетий ведется дискуссия о том, надо ли проводить отборочные испытания будущих первоклассников. В постановлениях Министерства Образования Российской Федерации [54 ...
Факторы, препятствующие психологическому развитию
Индивидуация, осуществляемая сознательно, — трудная задача, так что человек должен быть психологически здоров, чтобы управлять этим процессом.
Как писал Юнг, «это то, что дерево делает деревом». Подобно любому естественному процессу, ин ...
Разделы