Механизмы групповой динамики
Реально управлять неформальной группой можно при условии, что субъект управления располагает точной информацией о наличии такой группы и ее структуры. Получить такую информацию позволяет проведение групповой социометрии, суть которой на операциональном уровне анализа определяется понятие «выбор». Исходя из особенностей группы, формулируют вопросы побуждающие членов группы выбирать членов группы в качестве партнеров как для эмоционально-чувственного общения, так и для делового взаимодействия. В этом случае характеристикой группы является структура, которая фиксирована и является результатом отношений. Этапами социометрии являются:
Выделение критериев формирования отношений в данной группе (формальные и неформальные).
Подготовка вопросов по каждому критерию.
Проведение опроса в группе.
Построение социоматрицы:
Таблица 1
Социоматрица
|
№ п\п |
Ф.И.О. |
Формальные критерии |
Неформальные критерии | ||||
|
кого |
кто |
степень интереса |
кого |
кто |
степень интереса | ||
Строиться социограмма, где выделяются следующие статусные роли: лидеры, эксперты, члены группы и изгои.
Далее проводиться анализ результатов. На основе социограммы выявляется структура: кто какую роль занимает и насколько это формально. Также рассчитывается индекс сплоченности группы (И=n/N, где n – количество взаимных выборов, а N – количество выборов вообще).
Социометрию можно проводить с учетом мотивов выборов, что существенно обогатит анализ групповой дифференциации.
В каждой социальной организации есть: 1) единая цель, 2) система власти или управления, 3) распределение функций. Достижение основных целей требует сотрудничества многих людей, каждый из которых выполняет строго предписанные функции.
Социально-психологической диагностике подлежит множество вопросов, связанных с функционированием социальных организаций. Конкретно организационная диагностика включает в себя:
оценка состояния и развития потенциала социальной организации в целом;
оценка отдельных сотрудников и профессиональных групп.
Проведение тестовой методики «Диагностики ценностно-ориентационного единства организации»
Изучение единства организации можно провести по средствам диагностики организационной культуры, которая включает в себя изучение социально-психологического климата социальной организации, системы ценностей. Методика по изучению социально-психологического климата позволяет выявить эмоциональный, поведенческий и когнитивный компонент отношений в организации. В качестве существенного признака эмоционального компонента рассматривается критерий привлекательности – на уровне удовлетворенности «нравится – не нравиться», «приятный – неприятный» и т.д.[5]
Тестирование по методике «Определение степени преданности сотрудника организации»
Также по теме:
Социометрическое исследование положения детей в
системе межличностных отношений коллектива школьного объединения
Для выявления положения ребенка в системе межличностных отношений, используется социометрический метод Дж. Морено, разработанный им специально для выявления симпатий-антипатий в группе. Социометрическая методика применяется для диагностик ...
Анализ и интерпретация полученных данных
Методика А.А. Реана, В.А.Якунина определяла эффективность следующих типов мотивации: 1) Стать высококвалифицированным специалистом; 2) Получить диплом; 3) Успешно продолжить обучение на последующих курсах; 4) Успешно учиться, сдавать экза ...
Сущность, цели и задачи «профконсультарования»
В соответствии с Конвенцией о профессиональной ориентации и профессиональной подготовке в области развития людских ресурсов (от 04.06.1975г.) любой молодой человек имеет право на получение профориентационных услуг.
Профессиональная ориен ...

Разделы