Ход эмпирического исследования и основные результаты
Анализ приведённых данных показывает, что наибольшей агрессивностью отличаются 10-11-летние подростки-мальчики, у которых преобладает физическая агрессия. У мальчиков с возрастом происходит затухание физической агрессии, а у девочек наблюдается рост этой формы агрессивности. В 12-13 лет отмечается снижение вербальной агрессии у мальчиков, при постоянном нарастании этой агрессии у девочек.
В таблице 2 представлены статистические параметры распределения проявлений различных форм агрессии на двух этапах младшего подросткового возраста. Таблица 2
Средние показатели в различных формах агрессии младших подростков.
|
V класс |
V класс | |||||
|
ДЕВ 862 |
ДЕВ 343 |
ДЕВ 343 (6 А) |
МАЛ 862 |
МАЛ343 |
МАЛ343 (6 А) | |
|
Физическ.агрессия |
6,2 |
6,2 |
7,5 |
6,8 |
7,9 |
7.6 |
|
Косвенн.агрессия |
4,5 |
6,1 |
4,9 |
4,7 |
5,5 |
4.5 |
|
Раздражение |
5.6 |
7,1 |
5,9 |
5,2 |
6,7 |
4,7 |
|
Негативизм |
2,9 |
3,9 |
3 |
3,5 |
3,2 |
3,3 |
|
Обида |
4.4 |
5.8 |
4,8 |
4,3 |
5,5 |
3 |
|
Подозрение |
5.5 |
6,7 |
5,9 |
5,3 |
6,1 |
5,6 |
|
Вербальн.агрессия |
8.2 |
8,7 |
8 |
8,3 |
8.7 |
7,5 |
Результаты статистического анализа позволяют утверждать, что к началу младшего подросткового возраста увеличиваются только уровни проявления косвенной агрессии и раздражение. Следовательно, младшие подростки все чаще используют оппозиционную манеру в поведении, они научаются проявлять свою агрессию завуалированными способами, и чем старше становится подросток, тем больше способов и форм косвенной агрессии он может продемонстрировать социуму. Остальные формы агрессии на протяжении подросткового возраста проявляются относительно стабильно, хотя обнаружена незначительная тенденция к их возрастанию.
К VI классу младшего подросткового возраста, напротив, значимо изменяются все частные формы агрессивности, при этом уровень физической агрессии у девочек возрастает, а остальные снижаются. Следовательно, подростки становятся менее обидчивыми и раздражительными, реже демонстрируют негативизм, вербальные и косвенные способы проявления агрессии. Вместе с тем, они более осторожны и недоверчивы к окружающим, чаще применяют физическую силу.
Также по теме:
Поведение индивидуума в группе
Чтобы понять личность, ее поведение, нужно прежде всего изучить те группы, к которым она принадлежит, степень ее участия в деятельности этих групп, а также систему эталонов и ценностей, характерных для них. Зная ценностные ориентации и ус ...
Гендерное исследование особенностей эмоциональной сферы личности больных
артериальной гипертонией
Проведенные ранее исследования указывают, что существенную роль в развитии артериальной гипертонии (АГ) играют особенности эмоциональной сферы (тревожность, агрессивность, алекситимия и другие). Однако на данный момент мало изучены их вза ...
Как преобразовываются искусства
Применения вышеизложенных принципов к изучению эволюции искусств у восточных народов. -- Египет. -- Религиозные идеи, от которых происходит его искусство. -- Чем стало его искусство после перенесения его к различным расам: эфиопам, грекам ...

Разделы