Ход эмпирического исследования и основные результаты
Анализ приведённых данных показывает, что наибольшей агрессивностью отличаются 10-11-летние подростки-мальчики, у которых преобладает физическая агрессия. У мальчиков с возрастом происходит затухание физической агрессии, а у девочек наблюдается рост этой формы агрессивности. В 12-13 лет отмечается снижение вербальной агрессии у мальчиков, при постоянном нарастании этой агрессии у девочек.
В таблице 2 представлены статистические параметры распределения проявлений различных форм агрессии на двух этапах младшего подросткового возраста. Таблица 2
Средние показатели в различных формах агрессии младших подростков.
|
V класс |
V класс | |||||
|
ДЕВ 862 |
ДЕВ 343 |
ДЕВ 343 (6 А) |
МАЛ 862 |
МАЛ343 |
МАЛ343 (6 А) | |
|
Физическ.агрессия |
6,2 |
6,2 |
7,5 |
6,8 |
7,9 |
7.6 |
|
Косвенн.агрессия |
4,5 |
6,1 |
4,9 |
4,7 |
5,5 |
4.5 |
|
Раздражение |
5.6 |
7,1 |
5,9 |
5,2 |
6,7 |
4,7 |
|
Негативизм |
2,9 |
3,9 |
3 |
3,5 |
3,2 |
3,3 |
|
Обида |
4.4 |
5.8 |
4,8 |
4,3 |
5,5 |
3 |
|
Подозрение |
5.5 |
6,7 |
5,9 |
5,3 |
6,1 |
5,6 |
|
Вербальн.агрессия |
8.2 |
8,7 |
8 |
8,3 |
8.7 |
7,5 |
Результаты статистического анализа позволяют утверждать, что к началу младшего подросткового возраста увеличиваются только уровни проявления косвенной агрессии и раздражение. Следовательно, младшие подростки все чаще используют оппозиционную манеру в поведении, они научаются проявлять свою агрессию завуалированными способами, и чем старше становится подросток, тем больше способов и форм косвенной агрессии он может продемонстрировать социуму. Остальные формы агрессии на протяжении подросткового возраста проявляются относительно стабильно, хотя обнаружена незначительная тенденция к их возрастанию.
К VI классу младшего подросткового возраста, напротив, значимо изменяются все частные формы агрессивности, при этом уровень физической агрессии у девочек возрастает, а остальные снижаются. Следовательно, подростки становятся менее обидчивыми и раздражительными, реже демонстрируют негативизм, вербальные и косвенные способы проявления агрессии. Вместе с тем, они более осторожны и недоверчивы к окружающим, чаще применяют физическую силу.
Также по теме:
Семья как институт социализации
Специфика семьи как социального института состоит в том, что она, с одной стороны, может быть рассмотрена как структурный элемент общества, а с другой — как малая группа. Соответственно семья, выполняя свою социализирующую функцию по отно ...
Гуманистическая теория личности К.Роджерса.
Фундаментальной предпосылкой теорий Роджерса является предположение, что люди используют свой опыт для очерчивания себя, определения себя. В своей основной теоретической работе Роджерс определяет ряд понятий, из которых он развертывает те ...
Проективная сказка в психодиагностике семейных проблем
Успешность коррекционной работы с семьей во многом зависит от того, насколько психологу удалось понять суть семейных проблем. Основными методами диагностики при этом являются методы беседы и метод включенного наблюдения. Однако функционир ...

Разделы