Ход эмпирического исследования и основные результаты
Исследование агрессии младших подростков мы проводили с использованием опросника Басса-Дарки
- одной из наиболее популярных методик для исследования агрессии. Этот опросник был разработан в 60-х годах и основной задачей, стоящей перед авторами, была постановка вопросов таким образом, чтобы на ответы испытуемых не влияли их защитные механизмы (социальное одобрение или неодобрение). Вопросы опросника сформулированы так, что изначально предполагается наличие агрессивных тенденций в структуре личности, а также некоторая оправданность агрессивных действий.
А.Басс, воспринявший ряд положений своих предшественников, разделил понятия агрессия и враждебность и определил последнюю как: "реакцию, развивающую негативные чувства и негативные оценки людей и событий". [17]
Создавая свой опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности, А. Басс и А. Дарки, рассмотрели агрессию как комплексный феномен и выделили следующие виды реакций:
1) физической агрессии — агрессии, выражающейся в непосредственном физическом воздействии на людей (драки, нанесение телесных повреждений, убийство, терроризм);
2) вербальной агрессии — агрессии, выражение негативных чувств как через форму, выражающейся в брани, крике, сплетнях, клевете и т. д., так и через содержание словесных ответов, выражающихся в проклятиях, угрозах;
3) косвенной агрессии — агрессии, перенесенной на неживые предметы, животных, агрессия окольным путём направленная на другое лицо или ни на кого не направленная;
4) негативизма — чувства противоречия, отвержения, отторжения общественных стереотипов и принятых в обществе форм поведения, оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления доактивной борьбы против установившихся обычаев и законов;
5) раздражительности — скорости развития агрессивных и защитных реакций, готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (грубость);
6) подозрительности - в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред;
7) обиды — внутреннего переживания ущемления собственных реальных или мнимых прав, зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия;
8) чувства вины — переживания собственного положения в качестве ущемляющего права иных лиц, выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощутимые им самим угрызения совести.
Они предложили опросник, состоящий из восьми субшкал, являющихся важными показателями агрессии: физическая агрессия (нападение); косвенная агрессия; раздражительность; негативизм; обида; подозрительность; вербальная агрессия; чувства вины (добавочная шкала).
Опросник состоит из 75 утверждений, на которые подростки отвечают "да" или "нет" (см. Приложение 1). При составлении опросника использовались следующие принципы:
1. Вопрос может относиться только к одной форме агрессии.
2. Вопросы формулируются таким образом, чтобы в наибольшей степени ослабить влияние общественного одобрения ответа на вопрос.
Данная методика дала возможность оценить и возможность посмотреть динамику проявления агрессии у подростков пятых и шестых классов, проследить ее у мальчиков и у девочек.
По числу совпадений ответов с ключом подсчитывалась сумма баллов по каждой субшкале. Суммирование показателей по 1, 2, и 7-й субшкалам дало индекс общей агрессивности, а по 5, и 6-й – индекс враждебности.
Рис. 1. Проявление индексов агрессивности и враждебности младших подростков
Анализ особенностей проявления агрессивности в младшем подростковом возрасте показал, что индекс агрессивности как обобщенный показатель открытой агрессии по выборке в целом остаётся в пределах нормы (от 15 до 22 баллов) (рис. 1). Вместе с тем на двух этапах от V класса к VI классу младшего подросткового возраста отмечено снижение индекса агрессивности. Скрытые формы агрессивности, отраженные в индексе враждебности, имеют тенденцию убывания на протяжении всего изученного возрастного периода от высокого уровня выраженности в V классе к снижению пика враждебности в VI классе (рис. 1).
Также по теме:
Особенности межличностных отношений в педагогическом общении
Специфика общественных отношений состоит в том, что человек представляет в них определённые общественные группы (классы, профессии и т.п.). Такие отношения несут безличный характер. Их сущность во взаимодействии конкретных социальных роле ...
Этапы и методы исследования
На современном этапе развития общества отмечается тенденция к росту невротических расстройств среди студентов. Напряженный ритм жизни располагает к невротическим реакциям, психогенные расстройствам, вызываемым конфликтами, ссорами между л ...
«Быстрый» имидж
Как мы уже выяснили, в современной российской политике пока востребован мгновенный результат, так как клиенты не всегда готовы ждать годами, пока сложится необходимая основа позитивного имиджа – репутация. Есть много разных технологий уск ...
Разделы