Анализ уровня развития межличностных отношений у старших подростков.

Статьи по психологии » Игротерапия как средство развития межличностных отношений у старших подростков » Анализ уровня развития межличностных отношений у старших подростков.

Страница 1

На основе теоретического анализа данной проблемы мы провели опытно-эксперементальную работу, которая включала в себя три этапа: констатирующий, формирующий, контрольный.

Целью констатирующего этапа эксперимента было определение определение уровня развития межличностных отношений у старших подростков.

Опытно-экспериментальное исследование проводилось на базе МОУ «СОШ №30» г. Абакана. В ходе исследования было обследовано 21 учащихся старшего подросткового возраста (13-14 лет). Констатирующий этап опытно-экспериментальной работы был проведён в декабре 2006 г.

Для определения индекса групповой сплочённости мы использовали такие методики как «социометрия» Р.С. Немова и тест оценки коммуникативных умений под редакцией А.А. Карелиной.

Методика «социометрия» Р.С. Немова предполагала выявление уровня взаимоотношений среди подростков, определение положения испытуемого в системе межличностных отклонений той группы, к которой он принадлежит.

Классу выдавались чистые листочки, и предлагалась такая инструкция:

«Ваш класс существует уже давно. За время совместной жизни и общения друг с другом вы, наверное, смогли неплохо узнать друг друга, и между вами сложились определенные личные и деловые отношения, симпатии и антипатии, уважение, неуважение друг к другу и т.п. Не все, очевидно, складывалось гладко и образовавшиеся между вами отношения далеки, по-видимому, от идеала. С кем-то вам хорошо находиться в одном классе, кто-то вас не очень устраивает и с ним вы хотели бы расстаться. Теперь представьте себе, что ваш класс начинает складываться сначала и каждому из вас представляется возможность вновь по своему желанию определить состав класса. Ответьте в этой связи на следующие вопросы, записав свои ответы на выданном листе бумаги. Его предварительно необходимо подписать, чтобы мы могли судить о том, кто и кого выбирает или отвергает.

1. Кого из членов вашей группы (класса) вы по своему желанию включили бы в состав новой группы (класса)? Запишите этих людей на листе бумаги под номером 1 в порядке предпочтения.

2. Кого из членов вашей группы вы, напротив, не хотели бы видеть в составе новой группы (класса)? Запишите их под номером 2 в порядке отклонения».

Мы получим следующие результаты: в классе присутствуют учащиеся, которых очень мало кто выбирал. Таких оказалось 15 человек. Они симпатизировали одному, двум или трём одноклассникам. В основном этих учащихся наоборот не желали видеть в своём классе и записывали в ту группу учащихся, которые, на их взгляд, недостойны учиться в выбираемом классе.

Предпочитаемых учащихся оказались шесть человек. Эти лица были более авторитетными и значимыми в школьном коллективе. Их выбирали 7, 6, 5 человек, но не более.

Полученные результаты мы зафиксировали в процентном соотношении в диаграмме (см. рис.1)

Рис.1. Уровень развития межличностных отношений и старших подростков.

Анализируя полученные данные можно сделать следующие выводы: в исследуемом классе нет гармоничных отношений. Учащиеся мало с кем взаимодействуют и определяя свой новый класс они очень немногих записывают в свои желаемые одноклассники. Так, класс должен состоять из 21 человека и самый большой выбор, состоящий из 14 человек класса, сделал только один человек. Остальные, которым предоставлялась возможность определить новый класс, предпочли нескольких человек: 10, 9, 7, 5, 3 и даже одного.

Таким образом, проведённый нами качественный анализ результатов показал, что больше половины учащихся оказались непринятыми в классе. И лишь 29% из 100 являются более или менее авторитетными.

Следующая методика, использованная в ходе исследования, была направлена на оценку коммуникативных умений – тест оценки коммуникативных умений А.А. Карелиной.

Понятие «коммуникативные умения» включает в себя не только оценку собеседника, определение его сильных и слабых сторон, но и умение установить дружескую атмосферу, умение понять проблемы собеседника и т.д.

Классу выдавались чистые листочки, и предлагалась такая инструкция:

"Отметьте ситуации, которые вызывают у Вас неудовлетворение или досаду и раздражение при беседе с любым человеком — будь то Ваш товарищ, сослуживец, непосредственный начальник, руководитель или просто случайный собеседник".

Страницы: 1 2

Также по теме:

Основные принципы гуманистической психологии
Термин гуманистическая психология был придуман группой персонологов, которые в начале 1960-х годов под руководством Маслоу объединились с целью создания жизнеспособной теоретической альтернативы двум наиболее важным интеллектуальным течен ...

Факторы деятельности, вызывающие утомление
Основным фактором, вызывающим утомление, является интегральная экстенсивностная напряженность деятельности (нагрузка). Помимо абсолютной величины нагрузки на степени развития утомления сказывается еще ряд факторов, среди которых необходим ...

Изучение смысловой сферы у больных хроническим соматическим заболеванием кардиологического профиля
В настоящее время проблема человека находящегося в ситуации соматического заболевания (как острого, так и хронического) рассматривается не только как медицинская, но и как проблема социальная и психологическая. Болезнь необходимо рассмат ...