Заключение

Страница 1

В соответствии с поставленной в данном исследовании были решены следующие задачи:

1) Выполнен теоретический анализ источников по рассматриваемой проблеме.

2) Исследованы особенности проявлений тревожности у детей младшего школьного возраста. Были установлены причины повышенной тревожности у исследованных учащихся младших классов;

В понимании природы тревожности у зарубежных авторов можно проследить два подхода - понимание тревожности как изначально присущее человеку свойство и понимание тревожности как реакции на враждебный человеку внешний мир, то есть выведение тревожности из социальных условий жизни.

В отечественной психологии большинство исследователей сходятся в признании необходимости рассматривать ее дифференцированно - как ситуативное явление и как личностную характеристику с учетом переходного состояния и его динамики:

1. Понятие тревожности как эмоционального состояния и как устойчивого свойства черты личности или темперамента. Понятие тревожности как многозначного психологического термина, который описывают как определенное состояние индивидов в ограниченный момент времени, так и устойчивое свойство любого человека. М.З. Неймарк устанавливает взаимосвязь тревожности с самооценкой личности.

2. В результате проведенного эмпирического исследования мы пришли к следующим выводам: существует много причин, но большинство связано с боязнью получить плохую отметку, что связано с индивидуальным стилем общения педагога с воспитанниками, повышенной требовательностью родителей к результатам учебной деятельности ребенка, т.е. особенностями внутрисемейного общения. Полученные в результате психодиагностического исследования, данные не противоречат результатам теоретического анализа.

3) Была установлена взаимосвязь между повышенной тревожностью детей и особенностями детско-родительских отношений. Эмпирические данные подтверждены методом математического анализа (корреляционный анализ Спирмена). В соответствии с результатами была выработана и применена программа коррекционно-развивающего воздействия.

4) Заявленная в данной работе гипотеза подтвердилась в результате проведенного экспериментального исследования. Статистический анализ проводился по критерию Стьюдента. Сравнительный анализ данных экспериментальной части исследования показал заметное снижение уровня тревожности после проведения формирующего эксперимента. Различия между этапами исследования являются значимыми.

Данная исследовательская работа имеет большое теоретическое и прикладное значение, так как в последнее время психологу центра все чаще приходится находить ответы на вопросы родителей и педагогов о состоянии тревожности детей, например: что делать, если ребенок боится отвечать у доски, волнуется во время выступлений, боится темноты, ощущает чувство страха перед незнакомыми людьми и т.д.

Количество таких вопросов неуклонно растет, так как проблемы нарастают, и психолог призван оказать своевременную психологическую помощь: провести диагностику, выработать рекомендации и основные направления коррекционно-развивающей работы.

Данная работа может послужить ориентиром для организации целенаправленного коррекционно-развивающего взаимодействия с тревожными детьми, поможет родителям и педагогам правильно организовать общение с данной категорией детей.

Страницы: 1 2

Также по теме:

Теоретические аспекты изучения проблемы тревожности в отечественной психологии и в зарубежных научных школах
Понимание тревожности было внесено в психологию психоаналитиками и психиатрами. Многие представители психоанализа рассматривали тревожность как врожденное свойство личности, как изначально присущее человеку состояние. Основатель психоана ...

Интегративное заключение
В результате исследования личности при помощи анализа результатов расширенной автобиографии, индивидуально-типологического опросника Л.Н. Собчик, а также использование теста Люшера, было выявлено следующее. Обследуемая К., 22 года, замуж ...

Причины возникновения и компоненты информационного стресса в учебной деятельности
Информационный стресс в учебной деятельнос­ти по своей природе, является разновидностью психологического стресса. Причины его возникновения связаны с экстремальными воздействиями, прежде всего, факторов учебного процесса, а также с влияни ...