Исследование видов и характера депрессий

Статьи по психологии » Исследование депрессивных состояний » Исследование видов и характера депрессий

Страница 1

С целью определения вида и характера депрессии нами были обследованы 5 пациентов частной психологической клиники по следующим методикам: шкала Гамильтона для оценки депрессии (приложение 1), шкала Бека для оценки депрессии (приложение 2), был использован самодиагностический контрольный перечень (приложение 3). Кроме того, мы проанализировали личные карты пациентов.

В результате проделанной работы мы пришли к следующим заключениям.

1. Мужчина, 34 года, женат, имеет двое детей, занимает высокую должность в сфере бизнеса. Диагноз: эндогенная депрессия.

Во время депрессии печаль настигла пациента без какой-либо понятной причины. Как будто из-за неисправности электрического контакта все вдруг погасло, мир потерял свои краски, будущее превратилось в черную непроницаемую стену, а прошлое — в полосу темных событий, отягчающих больного чувством вины. Исчезла обычная жизненная энергия, каждое решение стало неслыханно трудным, мельчайшие дела превратились в неразрешимые проблемы. Перед больным воздвигнулись трудности как горы, поднимающиеся до небес.

Спад жизненной активности проявляется как в психических, так и в физических функциях. Мышление становится трудным, ассоциации скупыми, мысли вращаются вокруг одной темы: безнадежности собственной жизни, собственной виновности и беспомощности, мечтаний о смерти, представляющейся единственным спасением. Слабеет память, окружающий мир не влечет, все кажется неприятным и болезненным, поэтому с трудом рождаются новые записи в памяти, а из прошлого всплывают только воспоминания о неприятных событиях, как будто над головой больного и Солнце, никогда не всходило.

В темноте все становится хаотичным, малые заботы превращаются в большие, человек теряется в заблуждениях, не знает, что выбрать, на что решиться, поскольку обычные пропорции нарушились вследствие изменения колорита. Он становится беспомощным перед окружающей его действительностью.

Вследствие упадка жизненной активности замедляются темпы психических процессов, все внутри становится как бы тяжелым, человек становится инертным, но легко возбудимым. Больному ничего не хочется, его охватывает апатия. Мысли кружат вокруг одних и тех же тем. Душевная жизнь, колорит которой недавно был красочен и изменчив, теряет свою обычную легкость, вызывающую ощущение внутренней подвижности, готовности к смене тем. Та же самая тяжесть проявляется и в физических функциях.

2. Девушка 14 лет, живет в полной семье, до определенного момента хорошо училась в школе, думала о будущем, в семье эмоционально положительные отношения. Диагноз: депрессии юношеского возраста.

Бурные биологические изменения в организме отражаются субъективно в форме беспокойства, повышенной агрессивности, неопределенной тоски, желания пробы своих сил, бунта против домашнего окружения и т. д. Появляется характерный для молодости хаос чувств: чувства любви переплетаются с чувствами ненависти, агрессивность со страхом, увлеченность с отвращением и т. д. Чувства легко достигают своих крайних границ. Хаос и динамика чувств несколько напоминают картину эмоционального состояния при шизофрении. Это свойственное юности беспокойство чувств способствует проявлению предельных колеба­ний настроения.

Остро проявляется расхождение между ролью, порожденной фантазиями, и действительностью. Беспокоит вопрос: «Кто я?». Отсюда сильное желание испытать себя и легкость срывов, если это испытание не удается. Роль, которая наиболее глубоко затрагивает структуру личности, касается восприятия собственного пола. Недостаточное ощущение собственной женственности отражается в самооценке. Заниженная самооценка имеет в своей основе заниженное восприятие собственной сексуальной роли. Неудачные попытки испытания своей роли в сексуальном плане (недостаток подтверждения собственной значимости в роли женщины), как правило, приводят к колебаниям самооценки и понижению настроения.

Страницы: 1 2 3

Также по теме:

Понятие готовности к поступлению в ВУЗ
Современное состояние высшей школы характеризуется значительной неоднородностью в уровне подготовки абитуриентов, вызванной психологическими, социальными, демографическими и иными изменениями, происходящими в обществе. Указанные явления н ...

Сущность понятий «тревожность», «ситуативная тревожность» и «личностная тревожность»
В своей работе мы определяем тревожность как индивидуальную психологическую особенность, проявляющуюся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги, а также в низком пороге его возникновения. Рассматривается ...

Темперамент
Темперамент - совокупность индивидуальных особенностей, харак­теризующих динамическую и эмоциональную стороны поведения человека, его деятельности и общения. Лишь условно темперамент можно отнести к компонентам личности, ибо его особенно ...