Психокоррекционный этап исследования

Страница 5

Упражнение «Сознавание тела»[82]

Как и в предыдущем упражнении, ведущий читает инструкцию, делая паузы в помечен­ных многоточиями местах. Используется музыкальное сопровождение. Длитель­ность упражнения — тридцать минут.

Ведущий: «Предлагаемое упражнение поможет научиться слу­шать то, что вам хочет сказать ваше собственное тело.

Займите удобное положение и закройте глаза. Отметьте, какими местами ваше тело опирается на кресло, кровать или ковер . Они поддержи­вают все ваше тело, доверьтесь им и позвольте се­бе расслабиться . Теперь спокойно отметьте, как вы дышите. Не нужно ничего менять. Просто от­метьте, как вы дышите. Именно сейчас . Следите, как воздух входит и . выходит . Отметьте, как ва­ше тело движется в ритм дыханию . Я буду назы­вать различные части тела. Постарайтесь на вдохе сконцентрироваться на названной части тела, а на выдохе позвольте напряжению выйти из всего те­ла вместе с воздухом .

Итак, ваш лоб . Запроки­нута ли голова или опущена на грудь? Ваши ве­ки . Неподвижны или подрагивают? Ваши гла­за . в покое или в движении? Видятся ли вам ка­кие-нибудь пятна, образы? Ваши щеки . рассла­блены или напряжены? Ваши уши . Какими вы их сейчас ощущаете, теплее они лица или холод­нее? Ваш нос . Можете ли вы почувствовать при дыхании легкое движение волосков в ноздрях? Ваши губы . сухие или влажные? Сжаты или чуть приоткрыты? Ваш язык . В каком он сейчас поло­жении, чего касается? Ваши зубы . Проверьте каждый . Не чувствуете ли вы неудобства от за­стрявших в них кусочков пищи? Ваша шея . Нет ли в ней напряжения от неудобного положения го­ловы? Или голове вполне удобно?

Ваш позво­ночник . Мысленно пройдитесь сверху вниз от шейных позвонков до самого копчика . Какова линия вашего позвоночника? Почувствуйте мышцы спины . Они напряжены или расслабле­ны? Теперь перенесите внимание на плечи . Они приподняты или опущены? Сведены или рас­правлены? Почувствуйте свои плечевые суста­вы . Постарайтесь представить себе, как вы вра­щаете руками в плечевых суставах .

Теперь прой­дитесь мысленным взором вдоль своих рук . Плечи . локти . Они выставлены или прижа­ты? Предплечья . запястья . кисти рук . паль­цы . Чувствуете ли вы в них какое-нибудь напря­жение?

Прислушайтесь к своему сердцу. Не считайте удары, а только почувствуйте ритм его биений . Внутренне отыщите точки в других частях своего тела, пульсирующие в такт с ним, — например, на шее, под коленом, на запястье.

Снова вернитесь к дыханию . Мысленно про­делайте тот путь, который совершает вдыхаемый вами воздух, — через нос, по трахее вниз, к лег­ким . Вы чувствуете, как они наполняются возду­хом, а затем выпускают его .

Сделайте глотатель­ное движение и попробуйте ощутить свой пище­вод . желудок . Идет ли в нем какая-то работа? Успели ли вы проголодаться с тех пор, как пое­ли? По каким ощущениям вы это сейчас узнали? Теперь опуститесь ниже . Вот ваш тонкий кишеч­ник . Происходят ли сейчас в нем какие-то про­цессы? Толстый кишечник . Он имеет S-образную форму. Справа, в полости живота, он сначала поднимается снизу вверх, затем перехо­дит налево и снова опускается вниз . Чувствуете ли вы, что там что-то происходит? Ваша прямая кишка, не переполнена ли она? Как скоро вам за­хочется освободить ее? Теперь анус . Сжат ли он или расслаблен?

Попробуйте осознать свои почки . Они распо­ложены по бокам в самом низу спины и по форме напоминают бобы . Каналы, идущие от них к мо­чевому пузырю и сам мочевой пузырь . Насколь­ко он полон? Как скоро вам потребуется опоро­жнить его? Мужчины, почувствуйте свои яички, как они расположены в мошонке? Почувствуйте свой пенис .

Теперь мысленно перейдите к тазовым костям, предохраняющим ваши внутренние органы . Ощутите форму ваше­го таза . Направьте внимание на тазобедренные суставы . и мысленно представьте себе, что вы поднимаете и опускаете ноги . Теперь вообрази­те, что ваши ноги совершают круговые движения сначала вовнутрь, потом наружу.

Почувствуйте ваши бедра . колени . Вы ощу­щаете равномерное тепло вдоль всей ноги? Мо­жет быть, колени немного холоднее или теплее? Не напряжены ли ваши икры? Теперь ваши ло­дыжки и стопы . Попробуйте подвигать стопой, чтобы определить степень ее подвижности . Ваши пятки и ступни . Если вы обуты, не жмет ли обувь?

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Также по теме:

Теория темпераментов Гипократа.
Вопрос о проявлениях темперамента в поведении неразрывно связан с вопросом о факторах, эти проявления обусловливающих. В истории учения о личности можно выделить три основные системы взглядов на этот вопрос. Древнейшими из них являются гу ...

Психологическое сопровождение детей на этапе приёма и адаптации в школе
В самом распространенном значении школьная адаптация понимается как приспособление ребенка к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режиму жизнедеятельности и т.д. ребенок, который вписывается ...

Присяжные и уголовные суды
Присяжные уголовных судов. -- Общий характер присяжных. -- Статистика указывает, что их решения независимы от их состава. -- Как производить впечатление на присяжных. -- Слабое действие рассуждений. -- Способы убеждения, к которым прибега ...