Психокоррекционный этап исследования

Страница 5

Упражнение «Сознавание тела»[82]

Как и в предыдущем упражнении, ведущий читает инструкцию, делая паузы в помечен­ных многоточиями местах. Используется музыкальное сопровождение. Длитель­ность упражнения — тридцать минут.

Ведущий: «Предлагаемое упражнение поможет научиться слу­шать то, что вам хочет сказать ваше собственное тело.

Займите удобное положение и закройте глаза. Отметьте, какими местами ваше тело опирается на кресло, кровать или ковер . Они поддержи­вают все ваше тело, доверьтесь им и позвольте се­бе расслабиться . Теперь спокойно отметьте, как вы дышите. Не нужно ничего менять. Просто от­метьте, как вы дышите. Именно сейчас . Следите, как воздух входит и . выходит . Отметьте, как ва­ше тело движется в ритм дыханию . Я буду назы­вать различные части тела. Постарайтесь на вдохе сконцентрироваться на названной части тела, а на выдохе позвольте напряжению выйти из всего те­ла вместе с воздухом .

Итак, ваш лоб . Запроки­нута ли голова или опущена на грудь? Ваши ве­ки . Неподвижны или подрагивают? Ваши гла­за . в покое или в движении? Видятся ли вам ка­кие-нибудь пятна, образы? Ваши щеки . рассла­блены или напряжены? Ваши уши . Какими вы их сейчас ощущаете, теплее они лица или холод­нее? Ваш нос . Можете ли вы почувствовать при дыхании легкое движение волосков в ноздрях? Ваши губы . сухие или влажные? Сжаты или чуть приоткрыты? Ваш язык . В каком он сейчас поло­жении, чего касается? Ваши зубы . Проверьте каждый . Не чувствуете ли вы неудобства от за­стрявших в них кусочков пищи? Ваша шея . Нет ли в ней напряжения от неудобного положения го­ловы? Или голове вполне удобно?

Ваш позво­ночник . Мысленно пройдитесь сверху вниз от шейных позвонков до самого копчика . Какова линия вашего позвоночника? Почувствуйте мышцы спины . Они напряжены или расслабле­ны? Теперь перенесите внимание на плечи . Они приподняты или опущены? Сведены или рас­правлены? Почувствуйте свои плечевые суста­вы . Постарайтесь представить себе, как вы вра­щаете руками в плечевых суставах .

Теперь прой­дитесь мысленным взором вдоль своих рук . Плечи . локти . Они выставлены или прижа­ты? Предплечья . запястья . кисти рук . паль­цы . Чувствуете ли вы в них какое-нибудь напря­жение?

Прислушайтесь к своему сердцу. Не считайте удары, а только почувствуйте ритм его биений . Внутренне отыщите точки в других частях своего тела, пульсирующие в такт с ним, — например, на шее, под коленом, на запястье.

Снова вернитесь к дыханию . Мысленно про­делайте тот путь, который совершает вдыхаемый вами воздух, — через нос, по трахее вниз, к лег­ким . Вы чувствуете, как они наполняются возду­хом, а затем выпускают его .

Сделайте глотатель­ное движение и попробуйте ощутить свой пище­вод . желудок . Идет ли в нем какая-то работа? Успели ли вы проголодаться с тех пор, как пое­ли? По каким ощущениям вы это сейчас узнали? Теперь опуститесь ниже . Вот ваш тонкий кишеч­ник . Происходят ли сейчас в нем какие-то про­цессы? Толстый кишечник . Он имеет S-образную форму. Справа, в полости живота, он сначала поднимается снизу вверх, затем перехо­дит налево и снова опускается вниз . Чувствуете ли вы, что там что-то происходит? Ваша прямая кишка, не переполнена ли она? Как скоро вам за­хочется освободить ее? Теперь анус . Сжат ли он или расслаблен?

Попробуйте осознать свои почки . Они распо­ложены по бокам в самом низу спины и по форме напоминают бобы . Каналы, идущие от них к мо­чевому пузырю и сам мочевой пузырь . Насколь­ко он полон? Как скоро вам потребуется опоро­жнить его? Мужчины, почувствуйте свои яички, как они расположены в мошонке? Почувствуйте свой пенис .

Теперь мысленно перейдите к тазовым костям, предохраняющим ваши внутренние органы . Ощутите форму ваше­го таза . Направьте внимание на тазобедренные суставы . и мысленно представьте себе, что вы поднимаете и опускаете ноги . Теперь вообрази­те, что ваши ноги совершают круговые движения сначала вовнутрь, потом наружу.

Почувствуйте ваши бедра . колени . Вы ощу­щаете равномерное тепло вдоль всей ноги? Мо­жет быть, колени немного холоднее или теплее? Не напряжены ли ваши икры? Теперь ваши ло­дыжки и стопы . Попробуйте подвигать стопой, чтобы определить степень ее подвижности . Ваши пятки и ступни . Если вы обуты, не жмет ли обувь?

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Также по теме:

Гипократ – один из самых видных врачей Древней Греции.
Гиппократ (460—377 гг. до н. э.) вышел из семьи врачей. Определенный круг медицинских знаний он получил от отца, Кроме того, Гиппократ учился медицине на острове Кос. Путешествия дали возможность Гиппократу познакомиться с достижениями др ...

Основные принципы кататимно-имагинативной терапии
Это метод глубинно-психологически ориентированной психотерапии, который оказался клинически высокоэффективным при краткосрочном лечении неврозов и психосоматических заболеваний, а также при психотерапии нарушений, связанных с невротически ...

Анализ исследования уровня субъективного контроля, интернальности.
Результаты полученные в ходе исследования приведены в таблице 3.7 «Исследование уровня субъективного контроля». Таблица 3.7 Группа уровни Уровень субъективного контроля. Ио Ид Ин Ис Ип Им Из Эксперим ...