Архетипический уровень переживания воспринимаемых звуков и голоса

Статьи по психологии » Голос как средство эмоциональной коммуникации » Архетипический уровень переживания воспринимаемых звуков и голоса

Страница 1

С точки зрения аналитической психологии, переживание воспринимаемых человеком звуков в значительной мере обусловлено глубокими бессознательными структурами, имеющими архетипическую природу. Архетипы как бы задают своеобразный алгоритм восприятия, связанного с ним переживания и последующего действия.

В культуре и языке многих народов голос и производство звуков непосредственно связывается с дыханием, жизнью, витальной силой и духовностью. В славянских языках слова «дух», «душа», «дыхание», «дышать» происходят от одного корня и связаны на архетипическом уровне. В древнееврейском языке «дух» и «дыхание» («раух») тоже однокоренные слова, что отражает их глубинную связь.

По мнению К.Г. Юнга, архетипы, уходящие своими корнями в первобытно-общинный период человеческой истории, открываются для анализа через их проекцию на надличностном уровне в религиозных представлениях, в образах богов, героев легенд и мифов, а также в сказках. Особо важное значение для понимания природы архетипов К.Г. Юнг придавал греческой мифологии.

Чарующее, околдовывающее воздействие голоса на человека нашло отражение в образе сирен – полуптиц-полуженщин, демонических существ, рожденных рекой Ахелоем и одной из муз (по одной версии, Мельпоменой – музой трагедии, по другой версии, Терпсихорой – музой танца). От отца они унаследовали дикую стихийность, а от матери-музы – божественный голос. Греки считали, что сирены сидят на скалах острова, усеянного костями и высохшей кожей их жертв, которых они заманили своим пением. Мимо острова сирен проплыл Одиссей, приказав по совету волшебницы Кирки (Цирцеи) привязать себя к мачте корабля и залив воском уши своих товарищей. Таким образом он избегнул соблазна направить свой корабль на зов чарующего голоса. Когда мимо острова сирен проплывали аргонавты, Орфей заглушил голоса сирен своим пением и игрой на лире. Позднее сирен победили музы, похитили их перья и стали носить их на голове в качестве украшения. (Мифы народов мира, т. 2, 1997, с. 438; Словарь античности, 1989, с.526):

В восточно-славянской мифологии и былинном эпосе разрушительная сила голоса связывается со страшным посвистом Соловья-Разбойника, сидящего в своем гнезде на двенадцати дубах и преграждающего дорогу в Киев. В белорусском эпосе ему родственен Змей – рогатый Сокол или Соловей (Мифы народов мира, т. 2, 1997, с. 460).

То, что голос служит для человека одним из самых достоверных источников информации, показывает русская народная сказка «Волк и семеро козлят». Волку, чтобы проникнуть в дом козлят, недостаточно было изменить свою внешность. Ему потребовалось также подковать у кузнеца голос, чтобы имитировать голос матери козлят. Именно подделанный голос матери окончательно убедил козлят, что пришла их мама.

В восприятии и переживания голоса важную роль играет способность младенца повторять слышимые им звуки. То, что визуальное и акустическое отражение связаны друг с другом в том числе и на архетипическом уровне, показывает рассказанная Овидием история о прекрасном юноше Нарциссе и влюбившейся в него нимфе Эхо. Юным Нарциссом любовались многие девушки и юноши, сам же он оставался к ним равнодушным. Та же судьба постигла и нимфу Эхо, она влюбилась в Нарцисса, потеряла аппетит и исхудала настолько, что от ее голоса остались только последние слоги, которые она могла повторять за словами других. В это же время Нарцисс, устав после долгой охоты, склонился, чтобы напиться, над источником и увидел в нем свое отражение. Это отражение показалось ему настолько прекрасным, что он влюбился в него, т. е. в самого себя. Нарцисс не смог оторваться от своего отражения и навеки застыл, превратившись в цветок. Так же, как и Эхо, он покинул мир, уйдя в свое отражение.

Страницы: 1 2

Также по теме:

Перинатальная психология и психика младенца
Перинатальная психология является новым научным направлением в медицине и психологии и преследует цель изучения психической жизни плода, ее влияния на формирование личности человека. Основой перинатальной психологии является изучение пери ...

Социальная компетентность подростков, больных шизофренией
Социальная компетентность является фактически новым понятием как для психологии вообще, так для клинической психологии в частности. Однако это проблема является актуальной и значимой на сегодняшний день. Количество людей, страдающих от пс ...

Характер
В самом общем виде характер может быть определен как система ус­тойчивых свойств личности, проявляющихся в отношениях челове­ка к себе, к людям, к выполняемой работе, к досугу и т. д. В характере можно выделить ряд подсистем или свойств ...