Эмоции
Виды эмоций человека и их роль в профессиональной деятельности
Под эмоциями понимают, с одной стороны, своеобразное выражение субъективного отношения человека к предметам и явлениям окружающей действительности в форме непосредственных переживаний приятного или неприятного (эмоции в широком значении слова), а с другой - лишь реакцию человека и животных на воздействия внутренних и внешних раздражителей, связанную с удовлетворением или неудовлетворением биологически значимых потребностей (эмоции в узком значении слова).
Через эмоции как систему сигналов человек узнает о потребностной значимости происходящего. Эмоции могут быть положительными,
связанные с переживанием чего-то приятного, и отрицательными,
когда переживается неприятное. Положительные эмоции, это, например удовлетворение своим трудом, чувство долга, соревнования. С другой стороны, могут быть и отрицательные эмоции. Это, прежде всего, касается тех случаев, когда люди хотя и работают, но эта работа им не по душе. Они выполняют ее из чувства долга, может быть и добросовестно.
Также бывают стеническими,
повышающими активность личности, и астеническими,
снижающими ее активность.
Эмоции подразделяются на эмоциональный тон ощущений, эмоции в узком смысле слова (о чем говорилось выше), и чувства. Некоторые авторы в этот же ряд ставят и аффекты. Эмоциональный тон ощущений
- это непосредственные переживания, сопровождающие отдельные ощущения (например, температурные, вкусовые, слуховые) и побуждающие субъекта к их сохранению или устранению. Чувство
— отражение в сознании человека его отношений к действительности, которые возникают при удовлетворении или неудовлетворении ваших потребностей. По направленности чувства делятся на: моральные
(переживания, связанные с отношением человека к социальным учреждениям, к государству, определенной партии, к другим людям, к самому себе - любовь, ненависть и т. д.), интеллектуальные
(чувства, связанные с познавательной деятельностью — сомнение, уверенность, любознательность и т. д., любовь к истине как вершина интеллектуальных чувств), эстетические
(переживание прекрасного или безобразного, проявляющиеся при восприятии произведений искусства, явлений природы, событий общественной жизни - чувство красоты или безобразия, чувство величественного и т. д.). Аффект
- сильное и относительно кратковременное эмоциональное состояние, возникшее в связи с резким и неожиданным изменением актуальных для субъекта жизненных обстоятельств и сопровождающиеся явно выраженными двигательными и висцеральными (внутриорганическими) проявлениями.
Многие авторы выделяют и практические чувства, связанные с трудом, учением, спортом. Интеллектуальные, эстетические, практические чувства возникают вместе с нравственными и обогащаются за счет последних.
Определим еще некоторые понятия, характеризующие человеческие эмоции. Амбивалентность
- несогласованность, противоречивость переживаемых эмоций к определенному объекту (любовь, ненависть, радость и горе и т. д.). Апатия- вызванное утомлением, тяжелым переживанием или болезнью эмоциональное состояние безразличия, упрощения чувств, равнодушия к событиям окружающей жизни, ослабления побуждений. Депрессия
- подавленное эффективное состояние, характеризующееся отрицательным эмоциональным фоном, снижением побуждений, заторможенностью интеллектуальной деятельности и двигательных реакций. Настроение —
сравнительно устойчивое переживание каких-либо эмоций. Страсть- сильное, стойкое и всеохватывающее чувство, главенствующее над другими чувствами человека и приводящее к сосредоточению на предмете страсти всех его устремлений и сил. Стресс (
эмоциональный) - эмоциональное состояние, возникшее в ответ на разнообразные экстремальные действия (стрессоры) - угрозу, опасность, обиду и т. д. Эмпатия
- сопереживание, постижение эмоционального состояния, проникновение, вчуствование в эмоциональный мир другого человека.
В психологии труда необходимо учитывать момент эмоций. Это настроение сегодняшнего дня, которое влияет на производительность, т.е. настроение с которым приходит человек и выполняет работу.
Также важно учитывать и специфические эмоции, которые вызываются непосредственно конкретной трудовой деятельностью. Эти эмоции выделяются в первую очередь как профессионально важные. Они подразделяются на две подгруппы. Первая подгруппа - это те эмоции, которые связывают взаимоотношения людей с коллективом в процессе данного коллективного вида труда.
Второй подвид профессиональных эмоций - это те эмоции, которые возникают в процессе самой работы. Это, прежде всего те профессии, в которых могут возникнуть аварийные ситуации и где неправильное, замедленное принятие решения может привести в условиях высокой эмоциональной напряженности к аварии (летчики, верхолазы, некоторые виды операторского труда). В этих профессиях эмоционально неустойчивые люди не могут работать.
Также по теме:
Характеристика нарушений развития у детей раннего возраста, страдающих
церебральным параличом
Детский церебральный паралич развивается вследствие поражений головного мозга — внутриутробного, в родах, а также в период новорожденности, т. е. когда основные структуры мозга еще не созрели.
Мастюкова Е.М. дает следующее определение де ...
Типы депрессии
Сильная Депрессия. Тяжелая форма болезни, которая длится, по меньшей мере, две недели. Если ее не лечить, то длительность обычного приступа при осложнениях может быть шесть или более месяцев. Кроме того, отсутствие лечения в таких случаях ...
Отдаленные факторы мнений и верований толпы
Подготовительные факторы верований толпы. -- Развитие этих верований есть последствие предшествующей обработки.* 1. Раса. -- Ее преобладающее влияние. -- В этом влиянии выражаются внушения предков. * 2. Традиции, -- Традиции служат выраже ...
Разделы