Восприятие звуков и голоса как первая психическая оболочка

Статьи по психологии » Голос как средство эмоциональной коммуникации » Восприятие звуков и голоса как первая психическая оболочка

Современный французский психоаналитик Didier Anzieu считает, что структура self возникает прежде всего как звуковая оболочка, своеобразная «акустическая кожа» (Anzieu D., 1985). Ребенок находится как бы в «купели звуков», сопровождающих процесс кормления и исходящих как из внешнего мира, так и производимых самим ребенком. Эта «купель звуков» становится предпосылкой развития Я.

Восприятие звуков позволяет младенцу пережить окружающее его пространство, делая возможным восприятие объема и взаимодействие с миром, в то время как процесс кормления и выделения воспринимается младенцем только как однонаправленный процесс. Кроме того, восприятие звуков делает возможным для ребенка создать свой первый пространственно-акустический образ собственного тела. Наконец, восприятие звуков становится для ребенка особой связью с окружающим миром по типу реального симбиоза с матерью. Без такой симбиотической акустической связи было бы невозможным последующее имагинативное слияние (на уровне воображения и фантазий).

В ходе дальнейшего развития формируется Я как относительно автономная инстанция. Одной из основ Я является выделение из континуума производимых звуков определенных фонем, соответствующих родному языку. С дальнейшим освоением лексических, грамматических и синтаксических правил родного языка начинается преобразование архаического и садистического Сверх-Я в более зрелое Сверх-Я, которое будет регулировать мышление и поведение.

Лепет младенца и песня матери как переходный объект

Звуки, которые слышит младенец, и особенно те, которые он может сам повторять, дают ему возможность представлять в своем воображении целый мир иллюзий. Д.В. Винникотт рассматривал лепет и улюлюканье младенца как переходный объект. Д.В. Винникотт считал, что переходный объект помогает ребенку постепенно перейти от стадии полной зависимости от матери к объективным и полноценным отношениям в мире реальных объектов. Переходный объект занимает при этом промежуточное положение между этими полюсами. Д.В. Винникотт называл это состояние интермедиарным (промежуточным) или потенциальным пространством, считая, что эта область познания образуется из основополагающего феномена иллюзорных переживаний и иллюзий у ребенка. В последующем развитии интермедиарная (промежуточная) область познания продолжается в феномене игры, в креативности (творческих способностях), в философии и религии. Она также позволяет в дальнейшем наслаждаться иллюзиями и субъективными представлениями в искусстве и обмениваться ими с другими людьми (Винникотт, Д.В., 1994; Обухов Я.Л., 1997, с. 24-39).

Особенно важным переходный объект становится при засыпании во время отхода ребенка ко сну. Сон означает для ребенка уход от мира объектов, как бы «временную смерть». Песня, которую поет ребенку мать или которую ребенок напевает себе сам, помогает легче перенести эту «потерю». Для взрослого человека в тяжелые периоды жизни песня также выполняет функцию переходного объекта. В то же время это регрессия к колыбельной песне матери, своеобразный суррогат матери (Обухов Я.Л., От песни к образу).

Также по теме:

Методы социально-психологической реабилитации военнослужащих, получивших ранения
Под термином реабилитация большинство исследователей подразумевают систему государ­ственных социально-экономических, медицинских, профессиональных, педагогических, психологических и других мероприятий, направленных на предупреждение врем ...

Результаты, полученные по опроснику Леонгарда-Шмишека
Результаты исследования показали, что большинство испытуемых (89%) набрали высокие баллы по гипертимному типу акцентуации (Приложение 5, таблица 1). Это говорит о присутствии в характере испытуемых таких черт, как подвижность, общительнос ...

Психологическое сопровождение детей на этапе приёма и адаптации в школе
В самом распространенном значении школьная адаптация понимается как приспособление ребенка к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режиму жизнедеятельности и т.д. ребенок, который вписывается ...