Роль эмоциональных предпочтений и референтных отношений в структурировании коллектива

Статьи по психологии » Изучение отношений и предпочтений в классном коллективе » Роль эмоциональных предпочтений и референтных отношений в структурировании коллектива

Страница 1

Очевидным является тот факт, что члены коллектива находятся в каких-либо взаимоотношениях. Эти отношения постороннему наблюдателю открываются далеко не сразу. Иногда требуются специальные методы для того, чтобы распознать их качество и значение для жизни группы. А.В. Петровский пишет: «…за не различаемой извне дифференциацией лежит незримая картина межличностных предпочтений и выборов, престижа и статусов, которые обнаруживаются либо в результате длительного, систематического и пристального педагогического наблюдения, либо путем экспериментального изучения». [Введение в психологию / Под общ. ред. Петровского А.В. - М., 1996, с.321].

Установлено, что в группе, коллективе дифференциация, а значит и структурирование возможно двумя разными путями: во-первых на основе эмоциональных предпочтений, социометрическим путем, а, во-вторых, через установление референтных отношений. Отношения и предпочтения теснейшим образом взаимосвязаны. И все же – это не одно и то же. Если предпочтения выражают, скорее выбор, положительный или отрицательный, ребенком того или иного одноклассника, то референтные отношения основаны на «значимости, связывающей субъекта с другим человеком или группой лиц». [Референтность // Психология. Словарь /сост. Л.А. Карпенко. – М., 1990, с.339] Референтными могут быть как отдельные лица, так и группы. Отношения референтности возможны потому, что личность начинает ориентироваться на ценности значимых лиц или групп, они становятся особенно близкими. А.В. Петровский пишет об «отраженной субъектности» [А.В. Петровский // Российская педагогическая энциклопедия. – Режим доступа: www.psylib.ru], когда личность видит себя в значимом другом, одним из основных качеств которого является референтность. Суждение личности о себе во многом зависит от того, с кем она себя соотносит, на кого хочет быть похожей. Референтные отношения много говорят о личностных смыслах и ценностях личности. Люди, которых личность избирает, чтобы справляться с их мнениями и оценками, и которые служат точкой отсчета для оценки субъектом самого себя и других людей, рассматриваются как референтный круг общения, или референтная группа. Человек ориентируется на оценку своих поступков, своих личностных качеств, существенно важных обстоятельств деятельности, предмета личных интересов и т.д. с точки зрения его референтной группы. Даже в том случае, когда индивид не располагает информацией об оценке его персоны со стороны референтной группы, он не может не строить предположений о возможном ее мнении. Для того чтобы нормы и ценности референтной группы оставались постоянно действующим ориентиром для индивида, ему необходимо постоянно соотносить с ними свое реальное поведение. Референтность обнаруживается в ситуации, когда определяется отношение субъекта к целям и задачам деятельности, трудностям их осуществления, конфликтным ситуациям, личным качествам участников совместной деятельности, в том числе и его самого, и т.д.

Очевидно, что не все отношения личности в коллективе являются референтными. На возможность референтных отношений указывают предпочтения, основная характеристика которых – избирательность. Чаще говорят о предпочтениях как положительном выборе. Но отрицательный выбор также можно представить как предпочтение, только со знаком минус.

Предпочтения впервые полно исследовал Я. Морено, создавший социометрическую теорию и наиболее известный метод изучения межличностных отношений в группе – социометрию. Еще на заре своей психотерапевтической практики «…ему стала очевидной действенность симпатии и антипатии как мощных сил в социальной сфере». [Лейтц Г. Психодрама: теория и практика. Классическая психодрама Я. Морено. – М., 1994, с. 29]. Симпатия, эмоциональные предпо­чтения - фактор существенно важный для понимания скрытой картины групповой дифференциации. Сам Я. Морено определял свой метод как «математическое изучение психологических свойств населения», где под «психологическим свойством» понимается состояние «влечения и отвращения между различными лицами», возникающее в «организованном движении». [Хабарова О.Е., Швецова С.В., Цыпленкова Е.В. Метод социометрии: мониторинг. – Режим доступа: www. ihtik.lib.ru]. С помощью социометрии можно выяснить количественную меру предпочтения, безразличия или неприятия, которую обнаруживают члены группы в процессе межличностного взаимодействия. Социометрия широко используется для выявле­ния симпатий или антипатий между членами группы, которые сами могут не осознавать этих отношений и не отдавать себе отчета в их наличии или отсутствии. «С помощью социометрии можно судить о социально-психологической совместимости членов конкретных групп». [Практическая психодиагностика / под ред. Д.Я. Райгородского. – Самара, 1998, с. 476].

Наиболее часто социометрию используют для выявления структуры группы, точнее статусно-ролевой структуры группы. Благодаря социометрии можно выявить лидеров, «звезд», «предпочитаемых», «отвергаемых», «изолированных» детей в классном коллективе. Но, к сожалению, ничего нельзя сказать о том, какими ценностями руководствуются дети или подростки, когда выбирают одного и отвергают другого сверстника. Даже модифицированная социометрия, позволяющая выявить мотивацию выбора, мало что скажет о референтных отношениях. И уж вовсе невозможно выяснить почему в группе появляются изолированные дети. Социометрия помогает интерпретировать группу как коммуникативную сеть, возникающую в процессе взаимодействия ее членов. Социограммы не могут рассказать нам о причинах этих изменений. Остается также неизвестным, какими мотивами руко­водствовались члены группы, отвергая одних и выбирая других, что скрывается за симпатией и антипатией различных членов группы. Очевидно, что при таком подходе целенаправленная деятель­ность группы и ее членов просто не принимается во внимание.

Страницы: 1 2

Также по теме:

Психологические деформации семьи и подросток Дисгармония семейных отношений и подросток
Под дисгармоничной семьей понимается семья, которая не выполняет свои функции, не обеспечивает достаточное удовлетворение потребностей всех членов семьи, возможности их личностного роста вследствие нарушения ролевой структуры семьи, отсут ...

Логика и интуиция как компоненты творческого мышления
В творческой деятельности логические методы и стратегии решения задач взаимодействуют с интуитивными механизмами мышления, взаимодополняя и взаимоусиливая друг друга. Думается, что противопоставление логики и интуиции, рассудка и "пр ...

Анализ исследования уровня субъективного контроля, интернальности.
Результаты полученные в ходе исследования приведены в таблице 3.7 «Исследование уровня субъективного контроля». Таблица 3.7 Группа уровни Уровень субъективного контроля. Ио Ид Ин Ис Ип Им Из Эксперим ...