Проблемы неполных семей и их влияние на индивидуально психологические особенности подростков

Статьи по психологии » Индивидуально-психологические особенности подростков в неполных семьях » Проблемы неполных семей и их влияние на индивидуально психологические особенности подростков

Страница 3

Недостатки характера – это устойчивые отрицательные формы поведения человека. Поэтому, прежде чем говорить о недостатках характера подростка, надо убедиться в их устойчивости, а не эпизодичности, вызванной переходящими обстоятельствами. Для этого поведение подростка надо пронаблюдать в другой обстановке и в другое время. Но даже если определенная отрицательная черта характера явно и постоянно присуща ребенку, не следует говорить ему об этом в категоричной форме и все время с укоризной фиксировать на ней его внимание. Лучше, например, говорить ему о повторяющихся у него случаях проявления негативизма, чем о наличии у данного ребенка негативизма вообще. В противном случае можно подорвать у ребенка веру в возможность искоренения у него этого недостатка.

Необходимо знать, что не все индивидуальные черты выражают характер человека, а только наиболее существенные. В категории привычных недостатков характера выделяют два вида: проявляющихся в его работе и в отношении его к себе и другим людям. Первый вид: леность, пассивность, неорганизованность, отсутствие настойчивости. Второй вид: эгоизм.

Более подробно рассмотрим перечисленные недостатки детей из неполных семей. К первому виду недостатков характера относится леность. Леность проявляется в отсутствии желания трудиться и учиться. По многим причинам леность справедливо считается крупнейшим недостатком характера детей и взрослых. Во-первых, общество построено на труде. Прогресс современных стран с рыночным хозяйством невозможен без развития свободного творческого и высокоэффективного труда, без значительного повышения эффективности производства. А это требует воспитания трудолюбия с ранних лет.

Во-вторых, трудовая и учебная деятельности необходимы для психического и физического развития человека. Недаром труд используется даже как средство лечения.

В-третьих, лишенный трудолюбия ребенок оказывается не адаптированным к миру взрослых, к самостоятельной жизни.

В-четвертых, отсутствие у ребенка потребности в посильном систематическом труде лишает его радости жизни и нередко приводит к деградации личности. Недаром издавна говорят, что праздность – мать всех пороков. Важно знать, что воспитательное воздействие на ленивых детей следует предпринимать с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. А в решении этой проблемы им необходима помощь. У подростков важно преодолеть мнение, что учеба – это деятельность для маленьких детей и «зубрил», а также предоставить им возможность проявить свою взрослость на уроках в школе.

К данному виду недостатков характера детей из неполных семей относится пассивность. Понятие «пассивный» в словаре С.И. Ожегова раскрывается как «не проявляющий деятельности, безучастный, безразличный к окружающей жизни», а также «зависящий от деятельности другого, лишенный самостоятельности». В педагогической психологии «пассивный» обычно толкуется как противоположный активному, активный с отрицательным знаком. Изучив соответствующую литературу, мы пришли к выводу, что основными причинами пассивности ребенка являются пониженная интеллектуальная активность, недостатки физического здоровья, дефекты развития.

Для раскрытия первой причины используется понятие «интеллектуально пассивные дети», оно выражается через следующие психологические особенности:

- недостаточная сформированность интеллектуальных умений и навыков;

- отрицательное отношение к интеллектуальной деятельности;

- отсутствие познавательного отношения к действительности.

Основной причиной интеллектуальной пассивности у подростков часто является невозможность проявить в учебе свою активность, самостоятельность, взрослость. Также интеллектуальная пассивность детей может быть результатом болезни или переутомления. Болезнь всегда подрывает физические и умственные силы ребенка, лишает желания чем-либо заниматься. Поэтому вялое поведение ребенка должно серьезно озадачить маму и учителей (воспитателей), заставлять их в первую очередь исключать возможность заболевания. В случае обнаружения болезни надо поставить задачу выздоровления на первое место. Причем важно не только вылечить ребенка, но и существенно его укрепить. Часто пассивность возникает из-за переутомления ребенка. Нередко бывают виноваты и сами члены неполной семьи, которые из лучших чувств побуждают своих детей записываться сразу в несколько кружков. Особенно опасны перегрузки для подростков, в организме которых происходят серьезные изменения. К тому же подростки часто сами переоценивают свои силы. Отсюда усиливается опасность физических и нервных срывов, приводящих в дальнейшем к полной пассивности в отношении учебы и многих других видов деятельности. Отметим, что это нередко случается с подростками, прежде бывшими активными и хорошо учившимися.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Также по теме:

Организация и методы экспериментального исследования
Целью данной части исследования является сравнительный анализ индивидуально-психологических особенностей подростков в полных и неполных семьях. Исходя из этого, нами поставлены следующие задачи: подбор методик для изучения индивидуально- ...

Целенаправленное формирование психологического климата детского коллектива
Проблема формирования психологического климата детского коллектива (в частности коллектива школьного объединения), вызвана, прежде всего, несовпадением формальной и неформальной структур детской группы. Очевидно, что объединение, функцион ...

Отношение к дауншифтингу
Отношение к дауншифтингу, разумеется, неоднозначно. Если говорить об авторах, публикующих свои статьи, то можно сказать, что одни в принципе не разобрались в том, что есть дауншифтинг, и поэтому считают его приверженцев лентяями или, что ...