Проблемы неполных семей и их влияние на индивидуально психологические особенности подростков

Статьи по психологии » Индивидуально-психологические особенности подростков в неполных семьях » Проблемы неполных семей и их влияние на индивидуально психологические особенности подростков

Страница 1

Неполная семья - это один из основных социально - демографических типов современной семьи.

Неполная семья - это малая группа с частичными неполными связями, где нет традиционной системы отношений мать – отец – ребенок.

Выделяют несколько источников формирования неполных семей. Наиболее массовый из них связан с распадом семьи вследствие развода супругов.

Накопленная исследователями социологическая информация свидетельствует о том, что наиболее распространенными причинами разводов являются алкоголизм, несхожесть характеров, измена или создание другой семьи. Обращает на себя внимание тот факт, что в подавляющем большинстве случаев инициатором развода выступает женщина.

Что касается ранних браков, то они оказываются менее жизнестойкими, чем обычные. Этот процесс, несомненно, стимулируется социальной и гражданской незрелостью супругов, их безответственным, легкомысленным отношением к семье, а также увеличением числа вынужденных браков, вследствие беременности и рождения ребенка. Формированию неполных семей в значительной мере также способствует наблюдаемый в последнее десятилетие непропорциональный рост смертности мужчин в трудоспособном возрасте от неестественных причин (отравление, производственных травмы, военные действия и т. д.).

В связи с изменением моральных норм в области взаимоотношений полов, распространением добрачных связей, неподготовленности молодежи к браку, завышении требований к брачному партнеру увеличивается число детей, рожденных вне брака.

В настоящее время спектр неполных семей пополняется, помимо названных выше, семьями фактически раздельно проживающих супругов; за счет практики усыновления ребенка одинокой матерью, а также установлением опеки или попечительства в случае сиротства.

Семья, в которой ребенка воспитывает один родитель, стала столь обыденным явлением, что сегодня психологи и социологи стараются избегать обидного термина «неполная семья», заменяя его политкорректным «нетрадиционная» или «нестандартная».

Сегодня матери, воспитывающие детей без отца, стали своего рода общественной нормой. Возможно, вследствие новизны термин «матери – одиночки» неоднозначно воспринимается в разных странах. Например, Великобритании, так же как и в нашей стране, его применяют к той категории женщин, которые никогда не были замужем, родили ребенка и в одиночку его воспитывают.

Вместе с тем наряду с понятием «одинокая мать», которое включает в себя женщин, не выходивших замуж и в одиночку воспитывающих ребенка, есть и такие неполные семья, где дети проживают вообще без обоих родителей – у дедушек, бабушек и других родственников. Как правило последняя ситуация еще более неблагоприятна для детей. Она связана с полным распадом прежней родительской полной семьи (смерть обоих родителей, их развод, а затем смерть матери) либо лишение одинокого родителя родительских прав, либо с тем, что одинокие матери или отцы сами не хотят воспитывать своих детей, и передают их на воспитание своим родителям.

Проблема неполной семьи в том, что в не ребенок часто встречается лишь с одной ролью родителя – либо только карающий, либо только поощряющей. Поскольку дети в неполной семье не могут наблюдать отношений между мужчиной и женщиной, то они вырастают, не имея целостной модели этих отношений. В будущем для них более проблематично будет строить собственные отношения.

Воспитательные возможности в неполной семье ограниченны: затрудняется контроль и надзор за детьми, отсутствие отца лишает детей возможности знакомиться с разными вариантами семейных отношений и влечет за собой односторонний характер психического развития. Это связано с отсутствием образцов сексуального поведения взрослого человека, которым можно было подражать в будущем. На примере авторитетного отца образца для подражания – мальчики формируют мужскую самоидентификацию. Девочки общение с отцом помогает формированию образа мужчины.

В отсутствие отца мальчик не имеет возможности на ближайшем примере наблюдать особенности мужского поведения и невольно перенимает женские черты. И для девочки мать в этой ситуации вынуждена совмещать собственную материнскую роль и роль отсутствующего отца – в результате психосексуальное развитие отличается противоречивостью. Если отца в семье нет, образ мужчины получается искаженным – обедненным или напротив, идеализированным, что приводит впоследствии, либо к упрощенности в личных отношениях с мужчиной, либо к непреодолимым сложностям. Опираясь на негативный опыт родительской семьи, супруги из неполных семей легче идут на разрыв и в собственной семье.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Также по теме:

История изучения индивидуальности в зарубежной психологии
Интерес к проблеме индивидуальных различий прослеживается уже в работах древнегреческих и древнеримских философов и врачей (Гиппократа, Феофраста, Галена). Исследователей того времени интересовал, главным образом, вопрос взаимосвязи психи ...

Факторы родительского воспитания
Факторы родительского воспитания – параметры родительского поведения и общения с детьми, ответственные за формирование у них определенных личностных черт. Родительское отношение является двойственным и противоречивым, представляя, с одно ...

Порядок рождения
Исходя из важной роли социального контекста в развитии личности, Адлер обратил внимание на порядок рождения, как основную детерминанту установок, сопутствующих стилю жизни. А именно: если у детей одни и те же родители, и они растут пример ...