Заключение

Изучив ребенка, поняв, почему он поступает именно так, а не иначе, можно найти путь воздействия на него. Правильно определить метод индивидуального подхода к ребенку поможет знание теории вопроса, хотя, конечно, педагогика не может дать готовых рецептов на все случаи жизни. Об этом очень хорошо сказал К. Д. Ушинский: «Мы не говорим педагогам — поступайте так или иначе; но говорим им: изучайте законы тех психических явлений, которыми вы хотите управлять, и поступайте, вооружаясь этими законами и теми обстоятельствами, в которые вы хотите их приложить»[4]. Только опираясь на теоретически научный фундамент, педагог может овладеть мастерством индивидуального подхода к детям.

При изучении индивидуальных особенностей детей своей группы воспитатель может применять специальные таблицы. Результаты целенаправленных наблюдений за ребенком оформляются в характеристиках. Обязательным условием является утверждение их в конце года на педагогическом совещании. На специальных педагогических совещаниях воспитатели, рассказывая об опыте своей работы, могут обменяться мнениями по следующим вопросам:

- изучение отношения детей группы к трудовой деятельности (старшая и подготовительная группы);

- индивидуальный подход к детям, уклоняющимся от трудовых поручений;

- индивидуальный подход к детям в преодолении медлительности;

- учет индивидуальных особенностей детей в проведении дежурств;

- учет индивидуальных особенностей детей в коллективной тру­довой деятельности;

- вовлечение в творческие игры застенчивых и необщительных детей;

- индивидуальный подход к самоуверенным и застенчивым детям в игровой деятельности;

- опыт индивидуального подхода к детям в процессе проведения занятий по родному языку;

- индивидуальная работа по подготовке нерешительных детей к участию в занятиях;

- особенности осуществления индивидуального подхода на занятиях по развитию элементарных математических представлений;

- развитие творческих способностей детей на занятиях по изобразительной деятельности;

- как я оформляю записи наблюдения за отдельными детьми.

Индивидуальный подход входит органической частью в педагогический процесс и заставляет воспитателя задумываться над вопросами вовлечения всех детей в активную деятельность, стимулирует проявление особой ответственности в овладении программным материалом всеми детьми.

Широкое обсуждение личного опыта по осуществлению индивидуального подхода к детям помогает воспитателю анализировать свою работу, используя научные критерии, заставляет размышлять, сопоставлять свои суждения с суждениями товарищей.

[1] Крупская Н. К. Пед. Соч., т. 2, с. 134.

[2] См.: Леушина А. М. Занятия по счету в детском саду. М., 1965.

[3] Крупская н. К. Пед. соч., т. 9, с. 697.

[4] Ушинский К. Д. Собр. Соч., т. 8, с. 55.

Также по теме:

Эмоции
Виды эмоций человека и их роль в профессиональной деятельности Под эмоциями понимают, с одной стороны, своеобразное выражение субъективного отношения человека к предметам и явлениям окру­жающей действительности в форме непосредственных ...

Психологические особенности депрессии бизнесменов. Кризис среднего возраста
Специалисты крупнейшей в России частной клиники, Корпорации семейной медицины, в ходе исследований основных недугов своих клиентов пришли к следующим выводам. Бизнесмены, доход в семьях которых превышает три тысячи долларов на человека в ...

Схема системной детерминации развития лич­ности.
В качестве отправной точки при анализе проблемы природной и социальной детерминации человека, а также связанных с ней вопросов о роли социальной среды в развитии личности, движущих сил развития личности, ее жизненного пути, структуры личн ...