Заключение
Изучив ребенка, поняв, почему он поступает именно так, а не иначе, можно найти путь воздействия на него. Правильно определить метод индивидуального подхода к ребенку поможет знание теории вопроса, хотя, конечно, педагогика не может дать готовых рецептов на все случаи жизни. Об этом очень хорошо сказал К. Д. Ушинский: «Мы не говорим педагогам — поступайте так или иначе; но говорим им: изучайте законы тех психических явлений, которыми вы хотите управлять, и поступайте, вооружаясь этими законами и теми обстоятельствами, в которые вы хотите их приложить»[4]. Только опираясь на теоретически научный фундамент, педагог может овладеть мастерством индивидуального подхода к детям.
При изучении индивидуальных особенностей детей своей группы воспитатель может применять специальные таблицы. Результаты целенаправленных наблюдений за ребенком оформляются в характеристиках. Обязательным условием является утверждение их в конце года на педагогическом совещании. На специальных педагогических совещаниях воспитатели, рассказывая об опыте своей работы, могут обменяться мнениями по следующим вопросам:
- изучение отношения детей группы к трудовой деятельности (старшая и подготовительная группы);
- индивидуальный подход к детям, уклоняющимся от трудовых поручений;
- индивидуальный подход к детям в преодолении медлительности;
- учет индивидуальных особенностей детей в проведении дежурств;
- учет индивидуальных особенностей детей в коллективной трудовой деятельности;
- вовлечение в творческие игры застенчивых и необщительных детей;
- индивидуальный подход к самоуверенным и застенчивым детям в игровой деятельности;
- опыт индивидуального подхода к детям в процессе проведения занятий по родному языку;
- индивидуальная работа по подготовке нерешительных детей к участию в занятиях;
- особенности осуществления индивидуального подхода на занятиях по развитию элементарных математических представлений;
- развитие творческих способностей детей на занятиях по изобразительной деятельности;
- как я оформляю записи наблюдения за отдельными детьми.
Индивидуальный подход входит органической частью в педагогический процесс и заставляет воспитателя задумываться над вопросами вовлечения всех детей в активную деятельность, стимулирует проявление особой ответственности в овладении программным материалом всеми детьми.
Широкое обсуждение личного опыта по осуществлению индивидуального подхода к детям помогает воспитателю анализировать свою работу, используя научные критерии, заставляет размышлять, сопоставлять свои суждения с суждениями товарищей.
[1] Крупская Н. К. Пед. Соч., т. 2, с. 134.
[2] См.: Леушина А. М. Занятия по счету в детском саду. М., 1965.
[3] Крупская н. К. Пед. соч., т. 9, с. 697.
[4] Ушинский К. Д. Собр. Соч., т. 8, с. 55.
Также по теме:
Применение сказок при коррекции различных психических отклонений у
дошкольников
Работая с «особыми» детьми, все педагоги и психологи сталкиваются с проблемой отсутствия конкретной программы обучения и воспитания детей с тяжелой степенью умственной отсталости и другими формами психических отклонений. Существующие прог ...
Психология творческих способностей
Изучив литературу по данной теме, мы выяснили, что существуют три подхода к изучению возрастных закономерностей творчества, «креативности».
Первый подход прослеживает связь максимальной продуктивности с возрастом на основе анализа соотве ...
Экспериментальное исследование психологической готовности к школьному
обучению детей 6 – 7 лет
2.1Теоретический анализ проблемы психологической готовности к школьному обучению у детей 6-7 лет показал, что она освещается обычно авторами неоднозначно. Изучить более подробно влияние этого фактора нам позволит экспериментальное исследо ...

Разделы