Индивидуальный подход к детям на занятиях по развитию элементарных математических представлений
В группе было несколько мальчиков, которые очень увлекались математикой. Их явно не удовлетворял программный материал подготовительной к школе группы, и воспитатель составлял для них более трудные вопросы, подбирал более трудные примеры и задачи.
Особенно активным был Слава, он придумывал интересные задачи, поражая своей сообразительностью. Занятия способствовали его дальнейшему развитию, всем детям полезно было слушать его ответы, решать придуманные им задачи.
Но едва дети решали Славину задачу, как он опять поднимал руку и предлагал новую. Воспитатель тогда очень тактично сказал ребенку, что он уже выступал и теперь пусть другие дети тоже придумают свои задачи, а его новую задачу все с удовольствием выслушают и решат после занятия, на прогулке.
Такой прием индивидуальной работы со способными детьми полезен в том отношении, что побуждает их к дальнейшему совершенствованию творческих замыслов и в то же время возбуждает интерес к математике у других детей, не выделяющихся способностями.
Задачи, придуманные детьми, проявляющими повышенный интерес к математике, математические способности (а такие ребята есть в каждом детском саду), рекомендуется не только обсуждать со всеми, но и записывать наиболее оригинальные из них в специальную тетрадь. Но могут быть записаны и не очень интересные задачи в том случае, если нужно поощрить детей, составивших их, возбудить у них интерес к математическим действиям.
Приведем пример.
Саша отставал в занятиях по математике, и воспитатели занимались с ним индивидуально. Наблюдая, как способные к математике дети придумывают и решают задачи вне занятий, он однажды заявил, что тоже придумал задачу. Конечно, все были рады выслушать ее. Предложенная задача действительно оказалась своеобразной. «Шел один милиционер .» — начал было мальчик, но дети засмеялись, и он смущенный умолк. Зная его особенности, воспитатель поддержал мальчика в его выступлении, и Саша продолжал: «Навстречу ему идут 3 милиционера, они пошли вместе». Сюжет этой задачи был навеян ближайшим окружением, так как недалеко от детского сада находилась милиция, и дети часто встречали молодцеватых, подтянутых милиционеров. Задача всеми была одобрена, решена и торжественно записана. Саша был польщен таким вниманием и постепенно стал чувствовать себя более уверенно на занятиях, проявлять активность.
А. М. Леушина, проведя исследование о причинах неуспеваемости первоклассников по математике, пришла к таким выводам, что выровнять знания отстающих первоклассников вполне возможно. Но усилия должны быть направлены не столько на тренировку учеников в усвоении программного материала школы, сколько на ликвидацию тех пробелов в знаниях и умениях, которые должны быть усвоены детьми до школы .
Чтобы таких пробелов было как можно меньше, воспитатель детского сада, осуществляя индивидуальный подход, должен хорошо изучить особенности всех детей, вдумываясь в причины недостатков в их развитии.
Важным условием в осуществлении индивидуального подхода к детям на занятиях по развитию элементарных математических представлений является знание уровня математического развития каждого ребенка, установление причины его отставания.
Учитывая важность математического развития во всестороннем развитии ребенка, педагог должен всемерно заботиться о том, чтобы все дети принимали участие в занятиях, проявляли свою активность и инициативу.
Особое значение имеет планирование и учет проделанной работы. Тщательный анализ предыдущего занятия позволит воспитателю не допускать пробелов в знании детьми программного материала.
Также по теме:
Иллюзии восприятия движения
Если человек, сидя в вагоне поезда, фиксирует взгляд на пейзаже за окном, ему кажется, что объекты, находящиеся ближе точки фиксации, движутся на него, причем настолько быстро, что ему порой не удается различить детали. А предметы, распол ...
Патогенный голос
Известно, что матери больных шизофренией часто обладают характерным голосом: он однообразен, монотонен, с неправильным ритмом, металлический, без мелодии, негладкий, часто суровый, хриплый, трескучий, с особым ударением на глубокие тона ( ...
Целенаправленное формирование психологического
климата детского коллектива
Проблема формирования психологического климата детского коллектива (в частности коллектива школьного объединения), вызвана, прежде всего, несовпадением формальной и неформальной структур детской группы. Очевидно, что объединение, функцион ...
Разделы