Целенаправленное формирование психологического климата детского коллектива

Статьи по психологии » Изучение межличностных отношений в детском объединении » Целенаправленное формирование психологического климата детского коллектива

Страница 1

Проблема формирования психологического климата детского коллектива (в частности коллектива школьного объединения), вызвана, прежде всего, несовпадением формальной и неформальной структур детской группы. Очевидно, что объединение, функционирующее в рамках системы образования, выполняет социализирующую функцию, служит своеобразным «проводником» общественных норм и требований к детскому сообществу и личности каждого ребенка в отдельности.

В реальной действительности очень трудно вычленить строго формальные и строго неформальные группы, особенно в тех случаях, когда неформальные группы возникали в рамках формальных. Поэтому в социальной психологии родились предложения, снимающие эту дихотомию. С одной стороны, были введены понятия формальная и неформальная структуры группы (или структура формальных и неформальных отношений), и различаться стали не группы, а тип, характер отношений внутри них. С другой стороны, было введено более радикальное различие понятий «группа» и «организация».

Явственней всего такое несовпадение формальной и неформальной структур группы обнаруживается при рассмотрении проблемы лидерства и руководства. Действительно, у школьного объединения как у детской группы имеется лидер из числа детей, а как у организации – руководитель – педагог. Посредством лидерства упорядочивается система неформальных отношений и решаются групповые задачи. Лидерство является чрезвычайно важным феноменом. «Однако, хотя воздействие лидера на группу объективно может быть менее существенно, чем действие других факторов, таких, как, например, характеристики задачи, субъективно лидерство все же будет влиять на процесс выполнения групповой задачи, поскольку люди в глубине души верят, что лидерство причинно соотносится с выполнением задач группой». [С.А. Алифанов. Основные направления анализа лидерства // Вопросы психологии, 1991, №3, с.93]. Руководство же выступает в качестве фактора организации официальной структуры. Каково в таком случае оптимальное сочетание указанных феноменов для успешного функционирования группы?

Важным условием эффективности коллектива является лидирование руководителя в ведущем типе групповой деятельности, выражающееся как в реализации им соответствующей лидерской роли, так и в достаточно высокой степени его лидерского потенциала применительно к этой роли. Однако этот вывод не всегда можно распространить на конкретную группу. Р.Л. Кричевский и Е.М. Дубовская пишут: «Существует немало коллективов (трудовых и особенно военных, спортивных, учебно-воспитательных и т.п.), где в силу довольно значительных различий между руководителем и подчиненными, связанных с возрастными и субординационными моментами, с особенностями пространственного расположения индивидов в ходе выполнения целевой функции коллектива (так, во многих ситуациях соревновательной спортивной деятельности тренер фактически находится вне «поля» непосредственного решения задачи), психологическое влияние руководителя на членов коллектива выражается в том, что он выступает для них не лидером в обычном понимании этого термина (лидером является кто-то из партнеров «по горизонтали», как в спортивной команде или школьном классе), но скорее авторитетом или, лучше сказать, лидирующим авторитетом». [Социальная психология малой группы: Учебное пособие для вузов / под ред. Р.Л.Кричесвкого и Е.М.Дубовской — М., 2001, с. 247].

Таким образом, с одной стороны, руководителю детского объединения необходимо хорошо знать и уметь организовать основную деятельность объединения, а с другой, обладать авторитетом в межличностных отношениях, обеспечивая таким путем педагогическое влияние на детей. Авторитет руководителя поможет организовать и сохранить общественно-полезное русло деятельности детей и привить культурные формы взаимоотношений.

Целенаправленная организация благоприятного психологического климата в коллективе предполагает изменение характера взаимосвязи официальной и неофициальной структур на различных стадиях развития коллектива [Н.П.Аникеева. Учителю о психологическом климате в коллективе. – М., 1983, с.46]:

1 стадия. Педагог добивается, чтобы группировки класса, обладающие самыми содержательными интересами и потребностями, стали самыми авторитетными (лидирующими);

2 стадия. Школьники, оказывающие развивающее влияние на соклассников, закрепляются в выборном органе – официальном активе класса.

Страницы: 1 2

Также по теме:

Психофизиологические основы агрессивности
Устойчивость половых различий в проявлениях агрессивности, независимо от национальности и культуры, навела на мысль о гормональных влияниях на формирование агрессивной реакции. Согласно этой гипотезе, усиление агрессивности способствует ...

Использование ролевых игр в обучении диалогической речи
Именно роль в игре и органически связанные с ней действия представляют собой основную единицу развитой формы игры. В ней в нерасторжимом единстве представлены аффективно-мотивационная и операционно-техническая стороны деятельности. Чем об ...

Изучение и моделирование ситуаций, вызывающих эмоциональное напряжение и стресс
Условия существования человека в современном мире постоянно создают эмоционально напряженные ситуации, обусловленные в основном тремя моментами. 1) взаимодействием в системе человек — машина, 2) межличностным взаимодействием, 3) выполнени ...