Индивидуальный подход к детям на занятиях по развитию элементарных математических представлений

Статьи по психологии » Гуманизация процесса обучения элементам математики в дошкольных учреждениях » Индивидуальный подход к детям на занятиях по развитию элементарных математических представлений

Страница 3

Индивидуальная работа с отстающими детьми приносит положительные результаты тогда, когда ребят систематически упражняют в счетных навыках в повседневной жизни, а не только на занятиях по математике. Предлогов для таких упражне­ний можно много найти в жизни дошкольных учреждений, и важ­но, чтобы на первых порах они были особенно интересными. Например, можно попросить нескольких детей помочь воспитате­лю или заведующей навести порядок в шкафу с дидактическими пособиями и материалами и при этом дать им задание аккуратно поставить коробки цветных карандашей, краски, кисточки: коробки поставить в стопки по пять или шесть и т.д.; кисточки расставить тоже по определенному количеству штук. Детей нужно предупредить, что во избежание ошибки они должны пересчитать не один раз и сделать так, чтобы везде было поровну. Для таких поручений лучше использовать двух-трех ребят, с тем чтобы они смогли сосредоточиться, не мешать друг другу и обеспечить взаимоконтроль. Воспитатель обязательно должен не только проконтролировать выполнение поручения, но и дать в оценку стараниям детей. Работу с отстающими нужно проводить ежедневно.

Игры тоже можно использовать для упражнения детей в счете. Особенно большие возможности в этом плане у таких игр, как в трамвай, в автобус, в театр, в магазин, где дети расплачиваются «деньгами», отсчитывая их в зависимости от «цены» приобретаемого предмета.

При этом очень важно, чтобы каждый играющий рассчитывался сам за себя, чтобы считали и покупатели, и продавцы, и кас­сиры.

Индивидуальная работа с детьми невозможна без проникновения в их мир, в переживания каждого ребенка, без понимания его настроения. Воспитатель должен быть очень чутким, и это великое искусство.

Вот выдержка из дневника молодого воспитателя:

«У меня в руках рисунок Вовы на условие задачи. Это не самая оригинальная задача, но сейчас важно не оставить незамеченным старание ребенка, его маленький успех. Составляю по его рисунку задачу. Глаза Вовы сияют радостью и гордостью. Его задачу решает вся группа! Как это приятно почувствовать уверенность в себе, в своих силах. А для меня сейчас очень важно внушить мальчику эту уверенность .»

Как же осуществлять индивидуальный подход к детям в процессе общего занятия по математике? Как суметь каждому уделить необходимое внимание?

Большую помощь воспитателю в данном случае окажет четкое планирование. Составляя план очередного занятия по разви­тию элементарных математических представлений, педагог дол­жен обязательно учесть работу с отдельными детьми, принимая во внимание их индивидуальные проявления, которые он мог лично наблюдать. Здесь ему, безусловно, пригодится материал, обобщенный им в таблице, подобной той, которая приведена в приложении. Если у воспитателя нет такой таблицы, ему приходится обращаться только к своей памяти, но ведь не все может удер­жаться в памяти.

Приступая к планированию занятия, воспитателю необходимо просмотреть и проанализировать записи, в которых подводятся итоги предыдущего занятия по математике. В этих записях должно быть отражено, кто из детей и почему не проявлял активности, кто слабо усвоил новый материал, а кто хорошо, чем проявили себя отдельные дети, кому были сделаны замечания и по какому поводу. Опираясь на эти записи, педагог при планировании следующего занятия может заранее предусмотреть, кого нужно спросить при повторении пройденного материала, наметить по­следовательность вызова детей и обосновать мотивы вызова, на­метить, кому следует дать облегченные варианты задач, а кому потруднее, с кем позаниматься до занятия.

Конечно, в рамках одного занятия невозможно уделить до­статочно внимания всем без исключения детям. Но планирование позволяет постепенно вести работу с каждым ребенком, продол­жать ее и в других видах детской деятельности.

Приведем пример индивидуальной работы с детьми на заня­тиях по развитию элементарных математических представлений, которая велась в одном из детских садов Минска.

Воспитатель подготовительной к школе группы, планируя занятие по за­креплению умений детей сравнивать на конкретном материале смежные числа в пределах 8, просматривал итоги предыдущего занятия по математике, и его внимание привлекла запись о поведении Вадика: «Вадик по-прежнему не хочет думать самостоятельно, не выполняет задания, пока не увидит, как его выполнили дети, сидящие с ним за одним столом».

Страницы: 1 2 3 4 5

Также по теме:

Анализ результатов Теста Люшера
А А А + + х х = = - - Первый выбор: 3 5 4 1 6 2 0 7 ! А А А + + х х = - - - Второй выбор: 6 5 1 4 3 2 0 7 В целом ! = 4. С !!! В качестве испытуемой – девушка К., 22 года. Выбор красного цвета в качестве ведущей тенденции в перв ...

Теория темпераментов Гипократа.
Вопрос о проявлениях темперамента в поведении неразрывно связан с вопросом о факторах, эти проявления обусловливающих. В истории учения о личности можно выделить три основные системы взглядов на этот вопрос. Древнейшими из них являются гу ...

Организация и методы экспериментального исследования
Целью данной части исследования является сравнительный анализ индивидуально-психологических особенностей подростков в полных и неполных семьях. Исходя из этого, нами поставлены следующие задачи: подбор методик для изучения индивидуально- ...